Семья как малая социальная группа план. Семья и социальная система

ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ «СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Введение

1. Семья – малая группа или социальный институт?

2. Семья – сила!

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сохранится ли семья? Выдержит ли она те испытания, которые переживает наше общество сегодня? В чем сила семьи?

Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе. Для этого мне необходимо рассмотреть семью как малую группу и социальный институт.

Итак, цель работы – изучить особенности семьи как малой группы и социального института на современном этапе.

1. СЕМЬЯ – МАЛАЯ ГРУППА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ?

Для начала необходимо выяснить, что же такое малая группа и социальный институт?

В широком смысле понятие «социальная группа» – это любое социальное объединение людей – от группы сверстников до общества определенной страны. В социологии это понятие употребляется в более узком смысле – как «совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других». Члены группы ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими людьми как члены данной группы.

Для анализа социальной структуры общества необходимо, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала какая-либо элементарная часть общества, которая сочетала бы в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы была выбрана малая группа.

Наиболее удачное определение, на мой взгляд, этому понятию было дано Г. М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Иными словами, малыми группами называются лишь те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты друг с другом. Например, одноклассники – члены малой группы, а ученики всей школы – большая социальная группа.

Как показывает социальная практика, для нормального функционирования человеческого общества необходимо закрепление некоторых типов социальных отношений с тем, чтобы они стали обязательными для членов определенной социальной группы. В первую очередь это относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены группы удовлетворяют наиболее важные потребности, необходимые для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Например, для воспроизводства материальных благ люди закрепляют и поддерживают производственные отношения, для воспитания детей – семейные отношения, а также отношения обучения и воспитания.

Процесс закрепления социальных отношений заключается в создании системы ролей и статусов, предписывающих правила поведения в социальных отношениях, и в определении системы санкций в случае неисполнения индивидами этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций воплощаются в виде социальных институтов, которые определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Отсюда «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» , где под общественными ценностями понимаются идеи и цели, под общественными процедурами – образцы поведения в групповых процессах, под системой социальных связей – совокупность ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Итак, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие: если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт – система социальных связей и социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что эти понятия неотделимы друг от друга, т.к. институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей.Иными словами, хотя институт формирует социальные связи и нормы, есть люди, между которыми эти взаимосвязи осуществляются, и которые используют нормы на практике. Именно люди организуют себя в различные группы, используя институциональные нормы. Таким образом, в каждый институт входит много групп, определяющих институциональное поведение. Следовательно, институты и социальные группы взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно.

Итак, исходя из вышеизложенного, я прихожу к выводу, что семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы.

Действительно, семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. По мнению Т. А. Гурко, «семья – совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом». Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций (сексуального регулирования, репродуктивная, функции социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая).

Семья как социальный институт представляет собой «совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками».

Институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт семьи – это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп – конкретных семей.

2. СЕМЬЯ – СИЛА!

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни человека, общества и государства. Ведь именно семья для каждого человека – неисчерпае ый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются ос овы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Однако мир не стоит на месте, он меняется. Меняются его социальные институты, меняется и семья. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.

Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сможет ли семья противостоять кризисным явлениям в обществе?

Одним из самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя себя до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института и малой группы.

Сила семьи заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. «Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении».

Кроме того, семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса важнейших потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, объединяет всю целостность своего существования.

Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Говоря современным языком, семьи – это корневые файлы, в которых хранятся моральные ценности и другая важная информация операционной системы и основных программ под названием «нация» и «общество». В этих ячейках происходит загрузка формирующегося детского сознания основополагающими понятиями: добро и зло, верность и предательство, милосердие и жестокость. Удаление или повреждение этих файлов приведет к зависанию «компьютера» под названием «государство» и выведет его из строя.
Семья была, есть и будет той ячейкой, тем файлом, где хранится человеческое в отношениях между людьми. Если муж доверяет жене, а жена – мужу, не страшны потоки информации об убийствах, катастрофах, шантаже и насилии, которые на нас изливают СМИ. Если мужчина и женщина любят друг друга, их отношения не будут отношениями стервы и бессердечного мачо-ковбоя, рвущих выгоду и удовольствия каждый для себя. Как бы тяжело не жилось – они найдут спасение друг в друге. Семья спасет даже от смертельной опасности под названием СПИД.

Именно в этом, на мой взгляд, и заключается сила, притягательность и живучесть института семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы. Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций

Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются его социальные институты, а значит, и семья. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис.

Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья – стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с.

2. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21.

3. Комисаренко А. Семья. Матрица… – // lito.ru//read.php?id=60132. – 04.05.07.

4. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с.

5. Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с.

6. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с.

Что такое семья? Социальный институт из четырех основных. Она позволяет постоянно восполнять количество населения. Это в первую очередь. И вместе с тем, семья как малая группа - это самая стабильная и крепкая ячейка общества. За всю свою жизнь человек может одновременно побывать во многих группах, одни оставлять, в другие уходить, затем возвращаться. И лишь семья остается той, которую он не бросает никогда. Общепринятым считается следующее ее определение. Семья как малая группа основывается или на браке, или на родстве по крови. Ее члены связаны между собой одним на двоих бытом, двусторонней помощью, ответственностью в сфере морали и права друг перед другом.

Кроме того, семья как малая группа имеет такую важнейшую особенность, как способность восстанавливаться в новом поколении. С момента юридического оформления брака она зарождается, а завершает свое существование после официального Это свидетельствует о том, что семья как малая социальная группа состоит из нескольких жизненных циклов. Это цепь последовательных, имеющих значение событий, начиная с регистрации брака до его расторжения. Примером для выделения этапов, составляющих жизненный цикл, ученым послужили семьи, в которых супруги никогда не разводились. Если же этот факт имел место, построить данную схему тяжелее.

Регистрация брака - это и есть начальная стадия семьи, так называемая стадия роста. Она продолжается до того момента, пока не появится на свет последний малыш.

На второй стадии семья как малая группа переживает рождение последнего ребенка. Завершается она отселением первого ребенка, решившего создать свою семью.

Отсоединение повзрослевших детей продолжается на третьей стадии. Ее длительность зависит от разницы в возрасте между детьми. Отец и мать становятся в это время дедушкой и бабушкой, часто занимаются воспитанием внуков. Длительность третьей стадии также зависит от страны, в которой проживает семья. Она завершается с уходом внуков из дома прародителей.

Четвертая стадия длится до дня смерти одного из супругов (или обоих). В этот промежуток времени муж и жена снова остаются одни, как и в момент заключения брака.

Также на основании определенных критериев выделяют различные В первую очередь они бывают классическими (традиционными), состоящими из нескольких поколений, и современными нуклеарными, состоящими из двух поколений.

По количеству рожденных детей они бывают многодетными, бездетными и однодетными.

Еще различают семью происхождения (родительскую) и прокреационную, которую создают уже взрослые дети.

Если в ней господствует муж, - если жена - матриархальная.

Лидерство мужчины в семье делает ее патернальной, женщины - матернальной. Если главой считаются оба супруга на равных, она эквалитарная.

На данном этапе развития социума семья представляет собой его ячейку, состоящую, как правило, из родителей и ребенка. Она называется нуклеарной, так как родители и их дети - это ядро, отвечающее за появление нового поколения. Это центр семьи. Все остальные - тети, дяди, бабушки, дедушки - уже ее периферия. Семья, в которой живут совместно несколько поколений (три-четыре), называется расширенной. Причем ответвления дяди-тети, неродные братья-сестры сюда не относятся.

Родственная группа создается двумя поколениями. Когда дети взрослеют, они отделяются, образуют свои семьи. Потом взрослеют их дети и тоже отселяются, и так продолжается все время. Если молодые остаются жить с родителями, получается расширенная семья. В обоих случаях выделяют семьи двух типов:

1) Первичная (родительская);

2) Вторичная (новообразованная).

Присутствует только в том обществе, где повзрослевшие дети имеют возможность поселиться отдельно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, а также другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

С развитием общества изменяются брак и семья. Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включающая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д. Семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции: половое регулирование; воспроизводство населения, которое осуществляет семья; социализация; удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании; экономическая, бытовая функции.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, в частности исполнением этих ролей определяется воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является уважение другого человека.

Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу.

Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же, как и здоровье семьи от общества.

1. Понятие семьи и брака, их исторические типы

Один из наиболее важных разделов социологии - исследование семьи и брака. Социология семьи - это отрасль социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития семьи (семейно-брачных отношений) как социального феномена в конкретных культурных и социально-экономических условиях, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы.

Важно обратить внимание на определение концептуальных понятий родства, брака и семьи.

Семьёй называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Родство. Этот термин означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним прежде всего относятся биологические связи, брак, половые нормы и правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.д. В общей системе родственных отношений существует два типа семейной структуры: нуклеарная семья и расширенная.

Брак можно определить, как социально признанный и одобренный союз полов между двумя взрослыми индивидами. Когда двое людей вступают в брак, они становятся родственниками. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной. Известны браки моногамные и полигамные .

Моногамия - тип брака, при котором мужчина и женщина состоят только в одном браке.

Полигамия - когда мужчина и женщина могут состоять одновременно в нескольких браках. Здесь выделяют полигинию, при которой мужчина может быть женат более чем на одной женщине, и полиандрию, при которой женщина может иметь одновременно нескольких мужей. В большинстве обществ отдаётся предпочтение полигинии. Джордж Мердок (1949) исследовал множество обществ и установил, что в 145 из них существовала полигиния; в 40 преобладала моногамия и лишь в 2-х - полиандрия. Остальные общества не соответствовали ни одной из данных категорий. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жён. Фактически большинство мужчин в полигиническом обществе имели одну жену. Право иметь несколько жён обычно давалось человеку из высшего класса.

Во многих традиционных обществах преобладали следующие формы предпочитаемого партнёрства. При экзогамном (межродовым, межплеменным) браке табу распространялось только на членов своего рода, и половое общение ограничивалось только с кровными родственниками; представителей же других родов и племён это не касалось. В других культурах наоборот, браки заключались только между индивидами, принадлежавшими к одному и тому же роду. Эта форма брака именуется эндогамией.

Что касается правил выбора местожительства, то в обществах существуют различные правила. Неолокальное местожительство означает, что новобрачные живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живёт в семье мужа либо поблизости от дома его родителей. В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожёны должны жить с родителями невесты или поблизости от них . Неолокальное местожительство, считавшееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира. Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мердоком, молодожёны переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин. В плане родословной и наследования имущества, существует три типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространённой является родословная по мужской линии. Хотя жена поддерживает отношения со своими родственниками, и ее ребёнок наследует её гены, дети становятся членами семьи мужа. В некоторых случаях, например, среди жителей Тробиандских островов, родство определяется по женской линии, т.е. по родословной женщины. Как принято на Тробиандских островах, молодые жёны живут в посёлке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены . семья родство брак проблема

В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двухсторонней родословной. Она является общепринятой в 40 % мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери. Однако при такой системе могут возникать и проблемы. Многочисленные обязанности по отношению ко многим родственникам, например, необходимость их посещать, дарить подарки по торжественным случаям и одалживать деньги могут стать обременительными. Конечно, это вполне устраивает детей, которым нравится получать подарки от родственников.

2. Проблемы семьи в современном обществе

Проблемам социально обусловленных изменений, происходивших с традиционной семьёй на протяжении почти двух последних столетий, социологами, в основном западными, всегда уделялось самое пристальное внимание. Несмотря на то, что социологи и социальные антропологи провели целый ряд серьёзных исследований семейной структуры в различных обществах, большинство их работ всё же посвящено анализу семьи в развитых странах Запада. Это не случайно, поскольку процесс трансформации традиционных обществ в современную форму, обусловивший характерные изменения традиционной семьи, в первую очередь затронул именно эти страны. И именно в этих странах приблизительно к концу XIX в. социологами было отмечено разрушение традиционных структур - семьи, соседства, ремесленного цеха и т.д., поскольку системные изменения в обществе не могли не повлечь аналогичных изменений в его составляющих, в том числе семье.

В качестве характерных признаков традиционного общества неоэволюционистами обычно называются низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, преобладание аграрного сектора в экономике, низкий уровень развития технологий, жёсткий внешним социальный контроль, низкая социальная мобильность и т.д.; в качестве основных характеристик современного - развитая промышленность, её преобладание в экономике, крупное машинное производство, отделение места работы от места жительства, высокий уровень развития технологий, значительный прибавочный продукт, высокая социальная мобильность и т.д.

Ещё Г. Спенсер утверждал, что общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все его части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с непохожими друг на друга элементами. В сложном обществе в отличие от простого одну часть (т.е. социальный институт) нельзя заменить другой. К усложнению общественного устройства, более узкой специализации его частей приводит процесс адаптации индивидов, групп и институтов к социальному окружению. Эволюция, таким образом, представляет собой процесс увеличения дифференциации и сложности социальной системы, который наделяет её большей способностью адаптироваться к своему окружению.

Среди социологов на проблему модернизации существует значительное число точек зрения, зачастую противоречащих друг другу по поводу отдельных аспектов. Все они, тем не менее, понимают модернизацию как некую совокупность экономических, социальных, культурных, политических и прочих перемен, связанных с процессами индустриализации, урбанизации, освоения научно-технических достижений. При этом происходит непрерывный процесс приспособления всё новых и новых поколений индивидов, групп и институтов к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности в обществе, а одним из результатов этого процесса являются изменения в функциях и структуре семьи.

Изменения традиционной семьи приводятся отдельными исследователями проблем модернизации и в качестве примеров, подтверждающих положения их теорий, в частности У. Огборном (теория культурного лага), У. Гудом (теория конвергенции) и др. Несмотря на то, что эти и другие теории подвергались критике за несколько упрощённую трактовку происходящих в обществе перемен, все они справедливо интерпретируют изменения традиционной семьи как реакцию данного социального института на указанные перемены. Семья преобразует свою структуру, тип, виды деятельности, адаптируясь к изменениям в обществе. Тем самым она должна способствовать выживанию социальной системы, сохранению её нормального, устойчивого состояния. В действительности же отмеченные изменения могут не вести к сохранению устойчивости и выживанию социальной системы .

Здесь следует обратиться к рассмотрению одной из главных проблем структурного функционализма - функциональной необходимости и функциональных альтернатив. Понятие функциональной необходимости основывается на предположении о том, что в обществе существуют такие универсальные потребности или функциональные требования, которые обязательно должны удовлетворяться для его существования и нормального функционирования. Причём в раннем функционализме не уточнялось, то ли определённая функция необходима, то ли структурная единица, её выполняющая.

Говоря о такой фундаментальной потребности общества, как физическое воспроизводство населения, невыполнение или ненадлежащее выполнение которой вне всякого сомнения через какое-то время грозит гибелью социальной системе, необходимо признать, что в условиях современной институциональной структуры общества она может быть реализована только институтом семьи. Репродуктивная социальная функция является настолько специфической функцией института семьи, что её осуществление вряд ли может быть передано другим структурным единицам или их совокупности.

Однако, для того, чтобы все перечисленные явления институционализировались, т.е. приобрели устойчивый, массовый характер, стали социально одобряемыми и выступили более или менее полноценной альтернативой семье как институту физического воспроизводства населения (если такое вообще возможно), должно смениться не одно поколение и пройти не один десяток лет. Кроме того, подобное вмешательство в естественный процесс зачатия, вынашивания плода и родов может привести к непредсказуемым последствиям как биологического, так и социального характера.

Следовательно, на современном этапе развития общества можно говорить не только о функциональной необходимости физического воспроизводства населения, но и о структурной необходимости семьи как института такого воспроизводства просто в силу отсутствия подходящих структурных альтернатив. Таким образом, полностью или частично не выполняя репродуктивную социальную функцию, семья ставит под угрозу существование общества в целом, препятствует нормальному его функционированию; при этом репродуктивную индивидуальную функцию она может вполне успешно выполнять, полностью удовлетворяя потребность в детях на уровне отдельной личности или семьи.

Важно разграничивать изменения в специфических и неспецифических функциях семьи. Неспецифические функции семьи менялись на протяжении всей истории человечества, но негативные процессы начались только, когда изменения коснулись её специфических функций. Это следует уже из самой трактовки А.Г. Харчевым понятия неспецифических функций семьи, согласно которой это - те функции, к выполнению которых семья оказалась приспособленной или принужденной в определённых исторических обстоятельствах .

Во все исторические эпохи вплоть до самого недавнего времени семья успешно выполняла свои специфические функции, способствуя выживанию общества в целом, а все изменения в основном сводились лишь к изменению неспецифических функций семьи. Указанные изменения как раз и выражались прежде всего в том, что семья постепенно освобождалась от многих своих неспецифических функций, передавая их, по крайней мере частично, другим социальным институтам.

Поскольку структурные функционалисты обычно анализируют общество с точки зрения влияния его отдельных частей на функционирование единого целого, то и семья исследовалась ими с точки зрения её функций или социальных потребностей, которые она удовлетворяет. В частности, У. Огборн придаёт особое значение изменению функций семьи, происходивших на протяжении двух последних столетий, утверждая, что большинство из них в указанный период семьёй было утрачено. "Перехват" семейных функций бюрократическими и коммерческими службами приводит, по его мнению, к разрушению семьи.

Т. Парсонс, признавая частичную утрату семьёй присущих ей функций, таких как экономическая, социально-статусная, обеспечения социального благосостояния и др. (т.е. неспецифических по А.Г. Харчеву), не считает это признаком разрушения её как социального института. По его мнению, семья становится лишь более специализированным институтом, реализующим, главным образом, функцию социализации детей в раннем детстве и обеспечивающим их эмоциональное удовлетворение. Современная семья, таким образом, по сравнению с традиционной играет более эффективную роль в подготовке детей к исполнению в будущем ролей взрослых.

Различия (главным образом между западными и отечественными исследователями) - лишь в оценке, интерпретации этих перемен, конкретным выражением которых являются следующие характерные для любого современного общества, в том числе российского, тенденции в изменении структуры семьи:

Массовая нуклеаризация семьи, уменьшение доли семей, состоящих из трёх поколений, увеличение доли престарелых одиночек вследствие ухода из семей их взрослых детей;

Снижение брачности, увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса незаконнорожденных детей в этих сожительствах, увеличение доли матерей-одиночек, рост доли "осколочных" семей с одним родителем и детьми, распространение повторных браков и семей, где один из родителей не является для детей родным, увеличение доли семей, где имеются дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов;

Массовая малодетность семей.

Отношение к семье как к социальному институту, ответственному за воспроизводство детей в количестве, необходимом хотя бы для простого замещения поколений, а к сокращению рождаемости ниже уровня простого воспроизводства как к деградации этого института, предполагает поиск причин, её вызвавших. Самой общей причиной такой деградации является модернизация традиционного общества с присущими этому процессу индустриализацией, дифференциацией и специализацией функций и институтов, урбанизацией и т.д. Существенными моментами в этом процессе являются во-первых, развитие и дифференциация институтов, специализирующихся именно на поддержании существующих поколений, а не воспроизводстве новых, а во-вторых, усиление ценностей индивидуализма и выдвижение их на первый план по сравнению с ценностями семейными.

Однако здесь возникают два вопроса. Первый - действительно ли процесс индустриализации и развития институтов, специализирующихся на поддержании уже имеющихся членов общества с неизбежностью влечёт деградацию института воспроизводства новых поколений или возможно одновременное эффективное функционирование институтов, ответственных и за поддержание, и за воспроизводство в условиях индустриальной и постиндустриальной цивилизации? Второй - являются ли ценности индивидуализма и ценности семейные, в частности репродуктивные, в самом деле взаимно исключающими друг друга?

Говоря об изменениях института семьи, результатом которых явилась деградация его репродуктивной социальной функции, а, следовательно, деградация семьи как института воспроизводства населения, следует прежде всего рассматривать эволюцию репродуктивных ценностных ориентаций индивидов, поскольку именно на их основе осуществляются соответствующие реальные акты поведения.

Разделение брачно-семейного, сексуального и репродуктивного поведения людей произошло в результате разделения потребностей в браке, в брачном партнёре, физиологической сексуальной и нефизиологической репродуктивной потребности (потребности в детях). Именно в этом заключаются важнейшие изменения семьи как института воспроизводства населения, происходящие в процессе модернизации традиционного общества. Традиционное общество, таким образом, характеризуется, помимо всего прочего, недифференцированностью и неразвитостью потребностей, что соответствует неразвитости личности, её подчинённости обществу, а также недифференцированности мышления и деятельности индивидов (и, в конце концов, неразвитости и недифференцированности социальных институтов).

Переход к современному обществу способствовал осознанию и разделению названных выше потребностей, а главное - выделению, обособлению репродуктивной потребности и превращению её в терминальную, т.е. осознанию само ценности детей. Результатом же эволюции собственно репродуктивной потребности явилось снижение её величины до уровня, не обеспечивающего даже простое воспроизводство населения. Наряду с эволюцией репродуктивной потребности происходила эволюция системы социального контроля в сфере пред брачного, брачно-семейного, репродуктивного и сексуального поведения индивидов. Если в традиционном обществе социальный контроль проявляется экзогенно, то в современном - как правило, эндогенно, хотя и невозможно в отдельно взятом конкретном обществе в чистом виде выделить тот или иной тип социального контроля, поскольку всегда будут присутствовать и внешняя, и внутренняя его составляющие. Можно с уверенностью говорить лишь о преобладании внешней составляющей в традиционных обществах, внутренней - в современных (за исключением тоталитарных государств) .

Гораздо сложнее обстоит дело с функцией социального контроля в указанных сферах в современном обществе, поскольку подход к её рассмотрению и оценке целиком зависит от подхода к рассмотрению семьи. В частности, с точки зрения идеологии модернизации данная функция в любой из индустриально развитых западных стран эффективно выполняется по крайней мере институтом государства, поскольку социальная политика последнего, как уже говорилось, ориентирована на подчинение общих интересов частным, стимулирование максимальной нуклеаризации семей, уменьшения их размера, поддержку всевозможных "адаптивных" форм семей и т.д.

В результате все эти меры способствуют превращению семьи в институт с каким угодно набором функций, только не в институт полноценного количественного воспроизводства поколений. Но поскольку такие изменения оцениваются положительно, то и функция социального контроля в том виде, в каком она реализуется в современных западных обществах, может быть оценена только положительно.

Главным стимулом репродуктивного поведения индивида выступает потребность в детях, которая выражается в том, что "без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения в своей личностной самореализации". "Подобающее" число детей во все времена в традиционных обществах превышало требуемое для простого воспроизводства населения, что элементарно подтверждается постоянно растущей его численностью на протяжении всей истории человечества.

Естественно, в значительной степени высокий уровень рождаемости в традиционных обществах был обусловлен неразрывностью актов брачно-семейного, сексуального и репродуктивного поведения индивидов. Это выражалось в однозначной последовательности их вступления в брак, начала сексуальных отношений и рождения детей и прямо предписывалось традиционными социальными нормами. Были неотделимы друг от друга потребность в браке и брачном партнёре, физиологическая сексуальная и социальная (в смысле: не физиологическая) репродуктивная потребность (что к тому же способствовало высокой прочности заключаемых браков).

Однако очевидно, что без наличия индивидуальной потребности в значительном числе детей (то есть не физиологического, а социального компонента единой брачно-сексуально-репродуктивной потребности) у большинства населения и соответствующих социальных норм детности, господствовавших в традиционных обществах, невозможно было бы поддержание высокого уровня рождаемости на протяжении тысячелетий. Последнее подтверждается, например, прямой зависимостью социального статуса главы семьи от её размеров и общей выраженной ориентацией традиционных социальных норм на большое число детей в семье.

В современном обществе произошло разделение потребности в браке и брачном партнёре, потребности в детях и сексуальной потребности. Потребность в брачном партнёре и сексуальная потребность остались на прежнем высоком уровне, величина же потребности в браке и потребности в детях снизилась до уровня, когда примерно половина заключаемых браков распадается в первые несколько лет совместной жизни, а рождаемость находится на уровне, который почти в 2 раза ниже, чем требуется для простого воспроизводства населения. Социальные нормы в указанных сферах в современном обществе либо соответствуют текущим индивидуальным потребностям большинства населения, либо вообще отсутствуют. То есть "подобающее" число детей по современным социальным нормам, как правило, является таким, при следовании которому большинства семей не обеспечивается даже простое воспроизводство населения.

Получается, что индивид в современном обществе при рождении у него троих и более детей (т.е. в количестве, выходящем за рамки "подобающего" их числа) испытывает "затруднения в своей личностной самореализации", проще говоря, ощущает себя неполноценным. Это же подтверждает доказанный и объяснённый современной наукой т.н. парадокс обратной связи между уровнем и качеством жизни семей и числом детей в них. Дело здесь не только и не столько в том, что многодетное репродуктивное поведение в современном обществе осуждается общественным мнением (хотя и это имеет место), а в том, что его социальная структура такова, что практически невозможно одновременно занимать в нём некий достаточно высокий социальный статус (профессиональный, например) и социальный статус многодетного родителя. Достижение одного почти исключает достижение другого ввиду их прямой конкуренции, а малодетное репродуктивное поведение является формой адаптации подавляющего большинства индивидов и создаваемых ими семей, а, следовательно, семьи как социального института к современным условиям жизнедеятельности в обществе.

На вопрос, почему так происходит, можно ответить, обратившись к уже рассмотренной эволюции потребностей личности и системы социального контроля. Эволюция личностных потребностей заключается в их развитии, дифференциации и специализации по мере модернизации общества, а длительное существование социального института предполагает частичный переход от экзогенной формы социального контроля к эндогенной. Развитие и дифференциация потребностей способствовали не только выделению и обособлению репродуктивной потребности, но и появлению многих других потребностей, не присущих традиционному обществу (преимущественно материального характера).

В то же время, система социального контроля, прямо навязывая индивиду в традиционном обществе многодетное репродуктивное поведение, в современном - неявно и опосредованно способствует обратному, выдвигая на первый план ценности благосостояния, индивидуального бытового комфорта, материальных благ. Названные ценности в современных западных обществах провозглашаются в качестве приоритетных при активном и целенаправленном содействии государства - основного института социального контроля в любом обществе. Личность же в процессе социализации всего лишь усваивает господствующие в обществе нормы, ценности, образцы и стереотипы мышления и поведения, результатом чего является массовое стремление к материальным благам в ущерб всему остальному .

В принципе, в современном обществе относительно любой потребности, кроме чисто физиологических, можно сказать, что это - "устойчивое социально-психологическое состояние социализированного индивида, проявляющееся в том, что без…" к примеру, наличия чего-то в подобающем количестве, объёме или качестве, в подобающем месте, в подобающее время или в подобающих обстоятельствах и т.д. "…он испытывает затруднения в своей личностной самореализации". Поэтому подавляющим большинством населения в современном обществе реализуется следующая "идеальная" модель: материальный достаток (как он понимается в конкретной общности или субкультуре) и один-два ребёнка, причём потребность в детях (даже в одном или двух) имеет шанс быть полностью реализованной только, если удовлетворена потребность в материальном достатке.

3. Тенденции развития современной семьи

Закономерные и случайные сдвиги в развитии общества (урбанизация и т.д.) подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи, обуславливают и специфику выполняемой семьёй функций, особенно репродуктивной и воспитательной.

Экономические реформы, свобода индивидуальной деятельности меняют общество. Появляются богатые, бедные, нищие, безработные. И если для старого общества характерны были такие типы семьи, как семья рабочего, семья колхозника, семья интеллигента, так в современном обществе можно выделить много новых типов: семья миллионера, бизнесмена, уличных торговцев, безработного, в которых с традиционными семейными проблемами (воспитание детей, главенство в семье) появляются новые проблемы социокультурного, психологического плана. Дети в семье коммерсантов имеют достаточную материальную обеспеченность, много карманных денег, но зачастую остаётся без присмотра взрослых, лишены духовно-нравственного общения с родителями в силу отсутствия у них времени. В семье безработного свои проблемы: резкое падение авторитета отца в глазах детей, т.к. он не может содержать семью и уже не кажется сильным человеком. У ребёнка разрушается чувство безопасности. В семье воцаряются неуверенность, страх за будущее. Большой интерес представляют собой семьи фермеров, где дети раньше, чем в другой семье, вовлекаются в трудовую деятельность. Каждый новый тип семьи порождает свои специфические проблемы .

В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. Появилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает однодетная семья. Малодетная семья, особенно однодетная, уникальна. В ней возникают многие трудности и, в первую очередь, связанные с воспитанием единственного ребёнка. Однодетность негативно влияет на характер ребёнка, на детско-родительские отношения.

С начала 70-х годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей, рождённых вне зарегистрированного брака. В 1970 каждый 10 новорождённый появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение - вне брака. В стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где отсутствует один из важнейших факторов воспитания - отец. Высокая доля внебрачных рождений характерна для Сибири, Чечено-Ингушетии.

Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70 % молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны, это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.

Нуклеаризация характерна для развития семьи во всём мире. Например, английские, американские семьи неолокальны, т.е взрослые дети почти всегда отдельны от родителей. В семье наблюдается процесс эгалитаризации семьи и демократизации внутрисемейных отношений между супругами, родителями и детьми.

Появились и другие (альтернативные) семьи. Это семья, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит. Обе семьи знают о существовании друг друга. Такая форма семьи получила название семья - конкубинат. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах. Это так называемый годвин - брак.

Хотя в современной семье отношения между мужем и женой строятся по принципу взаимозаменяемости, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей, в ней намечается тенденция традиционализмами семейных ролей в патриархальном их значении: закрепление за женщиной роли только хранительницы домашнего очага, матери, а отца - ролью кормильца, добытчика. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут содержать безбедно свою семью, а жена становится лишь хозяйкой дома, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом, сфера обслуживания, разваливаясь, компенсируется всё расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье и отнимая всё свободное время.

Повышение общего уровня благосостояния общества, налаживание всех отраслей индустрии потребления, совершенствование детских дошкольных учреждений и т.д. позволит не уйти в сторону деэмансипации женщины, вынужденной традиционализмами семьи. При этом семья должна иметь все условия для свободного выбора формы своей жизнедеятельности.

Анализируя жизнедеятельность семьи в современной ситуации, необходимо отметить некоторую формализацию семейных отношений, когда семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются в семье материальные проблемы, когда в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.

В настоящее время в обществе можно зафиксировать разные формы семей. Широкое распространение получили семьи, в которых брак юридически не оформлен. Молодые люди живут вместе, ведут одно хозяйство, но брак не регистрируют. В лучшем случае брачные отношения юридически оформляются, когда появляются дети .

Вообще, несмотря на разного рода трудности, семья в жизни человека является одной из главных ценностей. Так, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, 65 % опрошенных отметили, что основную роль в их жизни играет семья, 26 % назвали эту роль семьи достаточно значимой. Далее следует деньги, работа. Но с другой стороны, растёт и число одиноких людей.

Заключение

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени - это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.

Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, так как личностные качества человека формируются семьёй.

Но в данный период времени у молодых людей наблюдаются огромные трудности в создании и сохранении семьи. Так тяжёлая социальная и экономическая обстановка в стране тормозит рост семей и количество рождаемых детей. Особенно эта проблема актуальна в России, где спад рождаемости настолько велик, что не может обеспечить воспроизводство населения. Поэтому одним из путей выхода из сложившейся ситуации является оказание материальной помощи многодетным семьям, малоимущим и молодым семьям, повышение уровня жизни населения, финансирование государством детских дошкольных учреждении и общеобразовательных, так как материально-бытовые проблемы семьи оказывают на неё дестабилизирующее действие. Большое значение имеют в сохранении семьи имеет культурный уровень её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из супругов ведут к разрушению семьи.

Мне кажется, что проблемы распада семьи, негативной семейной обстановки, а в результате и отсутствие положительного воспитания детей связаны с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не понимание молодыми, что создание семьи, это задача не из лёгких и требует от человека больших эмоциональных затрат.

Список используемой литературы

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., МГУ, 1996. C. 304.

2. Ощепкова А.П. Сибирская семья: особенности развития и формирования нравственности, культуры личности. - Томск, 1996.

3. Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2002. C. 344.

4. Харчев А.Г. Социология семьи. М.: ЦСП, 2003. C. 342.

5. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы / Отв. ред. Антонов А.И. - М., 1990. C. 127.

6. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. C. 114.

7. Социология. Учебник. /Под ред. Кравченко А.И. Арсофт, 2005. C. 640.

8. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. C. 512.

9. Семья и общество/ Отв. ред. А. Харчев. - М.: Наука, 1992.

10. Социология. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. - М.: Мысль, 1990. С. 281.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Семья как малая социальная группа. Основные типы семьи. Специфика семьи как социального института, ее основные функции. Межличностные отношения между детьми и родителями. Факторы семейной связи, определяющие крепость семьи. Проблемы современной семьи.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Сущность, структура и специфика семьи как социального института и малой группы; ее репродуктивная и социализирующая функции, общественное и индивидуальное значение. Тенденции изменения, формы и проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2012

    Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Социальная роль мужчины и женщины в современном институте семьи. Особенности проблем, появляющихся в семье. Причины краха семейных отношений в современном обществе. Пути решения семейных проблем.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Структура и функции семьи как малой социальной группы и социального института. Существенные признаки семьи: брачные или кровно-родственные связи, совместное проживание в одном помещении, общий семейный бюджет. Cовременные тенденции развития семьи.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2014

    Понятие и типы социального института. Сущность и структура семьи, ее функции и роль в процессе социализации личности. Формы и исторические типы семьи. Основные тенденции и природа семейного конфликта. Тенденции развития современной семьи и ее кризис.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Признаки и функции семьи. Исторические этапы ее развития. Кризис института семьи в современном обществе. Принципы, формы и задачи социальной защиты семьи. Управление учреждением социального обслуживания семьи и детей. Структура и порядок их работы.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2012

    Роль семьи в современном обществе. Понятие семьи и брака: исторические типы, основные функции. Изучение жизненного цикла семьи - последовательности социальных и демографических состояний с момента образования семьи до момента прекращения ее существования.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Историческое развитие семьи, ее структура и значение в современном обществе. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Продолжение человеческого рода и преемственность поколений как потребности общества. Условия социализации личности.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Теоретический анализ значимости института семьи для различных групп людей. Характеристика типов семьи. Особенности и методы соответствия между запросом к типу семьи и реализацией. Социальные проблемы современной семьи. Семья в демографической ситуации.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Проблема определения понятия "семья" в социологии семьи и демографии. Семья как социальный институт и малая группа: субъект физического и социального воспроизводства поколений. Специфические и неспецифические, индивидуальные и социальные функции семьи.

Социальные группы подразделяют на большие (национальность, профессия) и малые. Семья является малой группой, самой сплоченной ячейкой общества.

Семья в социальном плане - малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.

Семья в юридическом плане - союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими из официально оформленного брака.

Условиями заключения брака в РФ являются:

1) Взаимное добровольное согласие; 2) отсутствие других браков; 3) отсутствие близкого родства; 4) дееспособность; 5) достижение брачного возраста (18 лет, при наличии уважительных причин: призыв жениха на военную службу, беременность невесты, предстоящая длительная командировка, то с 16 лет и даже 14 лет (в исключительных случаях).

Существует определенный порядок регистрации брака : 1) совместное письменное заявление в ЗАГС (орган записи гражданского состояния); 2) назначается дата регистрации – через месяц после подачи заявления; 3) в торжественной обстановке; 4) после взаимного согласия и слов «да», супруги обмениваются кольцами в знак любви и супружеской верности; 5) вручается государственный документ – «Свидетельство о заключении брака». После этого семья находится под защитой государства и начинаются семейные правоотношения.

Семейные правоотношения бывают двух видов:

1) личные (неимущественные ) – выбор фамилии, места проживания, выбор профессии и рода занятий;

2) имущественные – по поводу совместной (общей) собственности, алиментов.

Рождение ребенка удостоверяется «Свидетельством о рождении», выданным органами ЗАГСа. На основе записей данных о родителях возникают правоотношения родителей и детей. Отличительной особенностью родительских прав:

- во-первых, они являются преимущественно обязанностями. Так, родители имеют право и обязанность воспитывать детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить получение детьми основного общего образования; защищать интересы своих детей, а также содержать их;

- во - вторых, оба родителя в равной мере обладают правами и обязанностями в отношении своих детей;

- в - третьих, права и обязанности ограничены во времени, они прекращаются по достижении ребенком 18 лет;

- в – четвертых, обязанности родителей сочетаются с правами детей и способствуют их реализации. Права детей: право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание; выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы; право на защиту; право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой; право на содержание своих родителей (с 18 лет – обязанность).



Виды семей:

Патриархальная семья состояла из нескольких поколений: бабушек и дедушек, родителей, детей.

На сегодня, наибольшее распространение получила семья, состоящая из родителей и детей (так называемая, нуклеарная семья - родители и дети являются ядром, остальные родственники на периферии).

Также семьи могут быть:

1) полные - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок, 2)неполные - семья только из одного родителя с детьми.

В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, многодетные (с тремя и более детей).

Важнейшие функции семьи:

1) репродуктивная - рождение детей;

2) хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, содержание домашнего имущества, создание и расходование домашнего бюджета;

3) образовательно-воспитательная - социализация. Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

4) психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Государство заинтересовано в укреплении семьи как важного фактора стабильности в обществе.

Развод должен рассматриваться как крайняя вынужденная мера. При разводе ставится под угрозу благополучие детей, других членов семьи. Ряд исследователей считает большое количество разводов в обществе следствием незрелости людей, вступающих в брак и потребительского образа жизни. Большую помощь супругам, стремящимся сохранить семью, может оказать консультация психолога и других специалистов по семейным отношениям.

2. Сравните две позиции, два приоритета в экономической политике государства: 1) максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений, уменьшение числа его функций, полная свобода рынка и цен; 2) возрастание роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. Какую позицию вы бы поддержали? Можно ли учесть обе позиции и добиться компромисса? Аргументируйте ваш ответ .

Аргументы (факты, утверждения) за 1-ю позицию:

Государственное вмешательство в экономику так или иначе создает возможность коррупции, использования служебного положения для личного обогащения, что особенно актуально для России с низким уровнем правосознания и контроля за деятельностью аппарата.

Государственное регулирование не способно гибко реагировать на изменения рынка, обеспечить производство в том объеме, которое требуется для удовлетворения потребностей населения, что ярко проявилось в нашей стране в годы советской власти.

Аргументы за 2-ю позицию:

Полная свобода рынка и цен - идеальная модель, не существующая в реальности. Если государство не обеспечивает свободу конкуренции, то рынок оказывается во власти преступных группировок, диктующих свои условия, как это было в России в 90-е годы.

Бизнесменам выгоднее продавать сырье за границу, чем развивать производство в России. Чтобы РФ не стала сырьевым придатком развитых стран, государство должно поддерживать отечественных предпринимателей, развивающих производство товаров и создающих рабочие места.

Для того, чтобы участники рыночных отношений действовали с максимальной пользой для общества, необходим длительный опыт демократии. В развитых странах современное положение складывалось в длительной и трагической борьбе рабочих за свои права (в романе «Лунная долина» Джек Лондон описывает кровавую бойню между рабочими и полицией в ходе забастовки).

Часть населения нуждается в поддержке со стороны государства. Это необходимо для поддержания благополучия в обществе, т.к. низкий уровень жизни питает преступность, создает почву для социальных конфликтов.

Современная экономика в развитых странах является смешанной, т.е. сочетает рыночные свободы с государственным регулированием.

Чтобы уменьшить негативные моменты, требуется «прозрачность» бюджета (контроль за расходованием средств), полная подотчетность государственных служащих о своих расходах (чтобы не возникала ситуация, когда чиновник с зарплатой 10 000 руб. покупает особняк за 500 миллионов), обязательность соблюдения законов для всех в государстве, сверху до́низу; создание условий для развития малого и среднего бизнеса (каждый человек должен иметь возможность заняться предпринимательством, уведомив об этом соответствующую государственную структуру, а не собирать месяцами справки и разрешения) и т.д.

3. Вы с другом возвращались домой со спектакля, который закончился в одиннадцать часов вечера. К вам подошел наряд полиции и попросил предъявить документы, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотрудники полиции задержать вас для установления личности? Что они должны предпринять для этого? Каков может быть срок вашего задержания?

В ряде регионов лицам, не достигшим 16 лет, запрещено находиться после 2200 в общественных местах, в том числе на улице, без сопровождения родителей, совершеннолетних близких родственников, лиц, осуществляющих мероприятия с детьми.

Законодательство в конкретном регионе может несколько отличаться. Порядок примерно следующий:

Сотрудники полиции при наличии сомнения в факте достижения гражданином возраста 16 лет вправе потребовать от него предъявления паспорта или иного документа удостоверяющего личность.

Сотрудник полиции в случае обнаружения ребенка после 2200 в общественных местах, в пределах своих полномочий:

1) незамедлительно устанавливает личность ребенка, его место жительства, родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; уведомляет указанных лиц; в случае необходимости доставляет ребенка родителям.

2) составляет акт о выявлении ребенка в общественных местах, в котором указывается место и время обнаружения ребенка, время его передачи, объяснения родителей (лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей) о причинах нахождения ребенка в общественных местах. Акт удостоверяется подписью сотрудника органов внутренних дел и родителя (лица, его заменяющего). Акты и материалы к ним направляются в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

3) в случае невозможности установления личности ребенка, его места жительства, родителей (лиц, их заменяющих), либо отсутствия указанных лиц, либо невозможности передачи им ребенка, доставляет его в места временного нахождения детей, установленные органами местного самоуправления, или специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Если в вашем регионе нет комендантского часа для несовершеннолетних, сотрудники полиции имеют право требовать предъявить документы только при наличии у них достаточных оснований, что гражданин имеет отношение к нарушению общественного порядка (например, находится в состоянии алкогольного опьянения), либо совершению правонарушения, а задержать человека с целью установления личности в случае совершения им административного правонарушения на срок не более трех часов (ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Важно вести себя вежливо и спокойно, чтобы с одной стороны, не дать повода обвинить Вас в неподчинении сотруднику полиции (это серьезное правонарушение), а с другой – дать понять, что бояться Вам нечего и свои права Вы знаете. Оскорбление сотрудника полиции или сопротивление ему подпадает под действие Уголовного кодекса РФ.

Согласно закону «О полиции» каждый задержанный имеет право:

знать, за что его задержали, возникающие в связи с этим права и обязанности (ст.5).

Сотрудник полиции, отказавшийся объяснить основания установления личности, будет привлечен к административной ответственности за неправомерные действия на основании вашей жалобы в прокуратуру.

Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

При административном задержании вы вправе воспользоваться своим сотовым телефоном, чтобы известить родственников и адвоката о задержании, количество звонков в таком случае не ограничивается. Сотрудники полиции не вправе вам препятствовать.

О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей (ст. 8).

Задержанный имеет право на получение медицинской помощи в необходимых случаях (ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан);

Задержанный вправе ознакомиться с протоколами, вписать в протокол объяснения и замечания о нарушениях, либо отказаться от дачи объяснений и показаний (Ст. 28.2 КоАП)

Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП). Раздельному размещению подлежат также лица мужского пола и женского пола

задержанному вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении, а также по его просьбе копия протокола об административном задержании (ч.2 ст. 27.4 КоАП РФ).

Итак, семью в социологии рассматривают как малую группу и как социальный институт.

Говоря о семье как о социальном институте, важно охарактеризовать систему социальных норм и санкций, регулирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, описать функции института семьи. В качестве основных функций института семьи социологи выделяют:

  • - репродуктивную функцию, предполагающую физическое воспроизводство населения;
  • - воспитательную функцию, обеспечивающую трансляцию культуры и формирование оснований для личностной и социокультурной самоидентификации индивида;
  • - хозяйственно-бытовую функцию, связанную с решением повседневных проблем;
  • - экономическую функцию, предполагающую ведение совместного хозяйства и обеспечение недееспособных членов семьи (детей, стариков, инвалидов);
  • - коммуникативную функцию, в описаниях которой внимание акцентируется на духовном общении членов семьи и на обеспечении семьей эмоциональной поддержки каждому из ее членов.

Кроме перечисленных, функции семьи целесообразно рассмотреть в соотношении с такими сферами семейной деятельности, как социальностатусная, досуговая, эмоциональная и сексуальная .

Характеризуя семью как группу, мы должны рассматривать ее как малую группу, члены которой объединены кровнородственными и супружескими связями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Говоря о родственной структуре семьи как группы, социологи выделяют нуклеарные и расширенные семьи. Ыуклеарной называется семья, представленная супружеской парой с детьми. В расширенной семье, помимо супружеской пары с детьми, проживает также кто-либо из родственников одного из супругов.

В социологии семьи используется ряд иных оснований для выделения типологий семей . Покажем некоторые из них.

По структуре властных отношений выделяют семьи:

  • - патриархальные (для русской культуры, как и, впрочем, для многих других, являющиеся традиционными), существующие по принципу: «муж - глава семьи»;
  • - матриархальные, предписывающие сосредоточение власти в руках женщины;
  • - эгалитарные, характеризующиеся равноправием и совместным принятием решений.

По количеству детей в семьях:

  • - бездетные;
  • - мало-, средне- и многодетные семьи.

По практике наследования :

  • - патрилинеальные (родословная ведется по отцовской линии, наследство передается от отца);
  • - матрилинеальные (учет родословной и наследование ведется по материнской линии);
  • - билинеальные (обе линии родства одинаково значимы).

По месту проживания".

  • - патрилокальные (после заключения брака молодожены поселяются в доме семьи мужа);
  • - матрилокальные (поселяются в доме семьи жены);
  • - неолокальные (молодые пары живут отдельно от родственников).

В каждом обществе культура определяет те правила, на которых строятся отношения между мужьями и женами, родителями и детьми. Роль мужа или жены предписана обществом, и отношения между ними определяются взаимными ожиданиями того, что считается поведением, «подобающим» для мужа или жены. Каждый играет свою роль в пределах предписанных ограничений, в противном случае - подвергается санкциям, применяющимся к инакомыслящим. Таким образом, имеет смысл говорить о социальном

Заметим к тому же, что нет и не может быть универсальных правил и принципов, определяющих бытие семьи. Структура, ценности, роли (мужа/жеиы, родителей/детей) культурно специфичны. К примеру, западное общество сурово осудило бы мужчину, взявшего вторую жену, не разведясь перед тем с первой. При этом в некоторых ближневосточных обществах мужчине разрешено иметь до четырех жен. На Западе семьей считается некая единица, в состав которой входят муж, жена и дети, в то время как во многих иных обществах семья охватывает более широкую группу лиц, включая представителей нескольких поколений и боковых линий родства. Соответственно стоит вести речь и о культурном структурировании семейной жизни.

Поделиться: