Усвоение кальция: благоприятные и неблагоприятные факторы. Фэн-шуй благоприятные и неблагоприятные факторы Сфера влияния факторов

УДК: 911.5

БЛАГОПРИЯТНЫЕ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ ЖИЗНИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУРКА НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Р.П. Шкаликов

Оренбургский государственный аграрный университет Россия, г. Оренбург, [email protected]

Описываются основные благоприятные и неблагоприятные факторы, воздействующие на сурка. Производится анализ значимости факторов.

Describes main favorable and unfavorable factors affecting the marmot. The analysis of the significance of factors.

Видовые особенности степного сурка сформировались в условиях жизнедеятельности в регионах Северной Евразии с открытым ландшафтом и континентальным климатом. Являясь типично норными животными, сурки проводят в норах до 85% времени жизни. Естественно, обустройство нор и поселений для этого вида имеет принципиальное значение. Сурок длительное время привязан к используемой им ограниченной территории. Очевидно, что, в силу их значительной мозаичности и ландшафтно-типологического разнообразия, современные степные агроландшафты не могут быть полностью пригодными для обитания сурка.

Естественной стацией обитания сурка являются плакоры. К сожалению, на территории Оренбургской области из-за проведения целинной кампании большинство плакоров распаханы, а целинные участки степи крайне редки для нашего края. Для увеличения площади степи необходимо проводить мероприятия по трансформации малопродуктивных территорий. Необходимым условием существования колоний сурков является возможность визуальной и звуковой связи между отдельными особями и семьями, а так же заблаговременного зрительного и слухового обнаружения опасности. Этим объясняется отсутствие степных сурков в лесных массивах, кустарниковых зарослях, на бурьянистых залежах и в высоком разнотравье.

Отдельно хотелось бы рассмотреть еще один фактор антропогенного характера, который реально влияет на численность европейского сурка - это пастушьи и бродячие собаки. Пастушьи собаки способны справиться даже с взрослым сурком, это подтвердилось в ходе наших наблюдений за колониями байбака на территории Оренбургской области. Всякий раз при появлении пастушьих собак сурки стремились к своим норам, находясь даже на расстоянии 700 м, и этот факт, бесспорно, указывает на то, что для байбака пастушьи собаки представляют реальную угрозу.

Что касается естественных врагов, таких, как степной орёл, лисица и корсак, то эти животные влияют на численность европейского сурка в основном в период пробуждения и выполняют роль санитаров во время летней активности сурков, вплоть до их залегания.

Очень мощным регулятором численности выступает сам человек - посредством охоты, но еще больший урон наносит браконьерство. К сожалению, последний фактор является довольно распространенным явлением в нашем регионе. К числу антропогенных факторов сокращения численности сурков относятся: распашка целинных и залежных земель, перепахивание посевов многолетних трав, истребление молодняка пастушьими собаками, браконьерство.

Естественно благоприятно сказываются охранные мероприятия. В частности охрана в рамках ООПТ, однако, мы предлагаем также создавать конно-сурковые хозяйства рекреационно-охотничьей направленности.

Мы систематизировали факторы жизни европейского сурка на территории Оренбургской области и привели к единой таблице (табл.).

Благоприятные и неблагоприятные факторы жизни европейского сурка на территории Оренбургской области

Благоприятные факторы Неблагоприятные факторы

Целинные участки степи на плакорах Близкое залегание грунтовых вод

Глубокое залегание грунтовых вод Выходы плотных материнских пород

Охрана сурков и среды их обитания Песчаные грунты

Трансформация малопродуктивных территорий Воздействие хищников

Умеренный выпас скота Климатические аномалии и катаклизмы

Развитие ООГГГ Распашка целинных земель, залежей, на которых преобладает степной тип растительности

Создание конно-сурковых хозяйств Воздействие пастушьих собак

Браконьерство

Таким образом, европейский сурок в силу специфики своего образа жизни и привязанности к определенным стациям подвержен воздействию многих факторов природного и антропогенного характера. Эти факторы не только показывают нам особенности жизни европейского сурка на территории Оренбургской области, но и создают базис для реакклиматизации байбака.

УДК 332.362 (574)

ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СТЕПНЫХ ЭКОСИСТЕМ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ

Б.В. Шкуринский

Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова Республика Казахстан, г. Уральск, [email protected]

В статье рассматриваются вопросы влияния факторов антропогенной среды на различные группы заболеваний населения Западно-Казахстанской области. Рассмотрена территориальная дифференциация рейтинга здоровья населения области.

The article deals with the factors of the built environment on different groups of disease in populations of West Kazakhstan region. Considered territorial differentiation ranking public health field.

Западно-Казахстанская область относится к таким регионам Казахстана, в которых преобладает сельское расселение. Историко-географический подход в изучении сельского расселения позволяет выявить особенности его формирования и развития в пределах области.

Оценка и анализ окружающей среды - первый шаг в выборе подходящего места для жилья.

Советы, перечисленные в этом разделе, носят рекомендательный характер и не могут рассматриваться как руководство к действию.

Практика фэн-шуй в значительной степени зависит от интуиции и здравого смысла. Совершенствуя свое восприятие, вы начинаете ощущать движение и направление энергетических потоков.

Изучив непосредственное окружение предполагаемого жилья, вы можете оценить общую обстановку в районе.

Эта оценка складывается из ряда различных факторов, подробное перечисление которых не принесет пользы, так как многие из них могут быть как позитивными, так и негативными в зависимости от обстоятельств.

Благоприятные факторы

Лучше всего жить в естественных природных условиях - среди лесов и лугов, рек и озер. Если энергия этих мест не сильно нарушена, а формы ландшафта соответствуют требованиям, то жилье, построенное на природе, будет иметь самый лучший фэн-шуй.

Если вы живете в городе, то, прежде всего, следует искать дом (квартиру) расположенный рядом с парком, прудом или природоохранной зоной. Растения и вода распространяют благоприятную энергию.

Хорошо жить рядом с храмом или центром духовного развития. Деятельность, которая способствует духовному развитию, создает питательную энергию и оказывает стабилизирующее, укрепляющее воздействие на весь прилегающий район.

Хорошо, если рядом с домом находится детский сад или площадка для игр. Дети излучают жизненную энергию, заряжающую место бодростью и оптимизмом. Еще лучше, если детская площадка расположена не во внутреннем дворе, а в маленьком парке.

Различные учреждения, где происходит благожелательное общение между людьми, являются источником благотворной энергии. К ним относятся клубы по интересам, уютные кафе и маленькие рестораны, местные магазины и продуктовые рынки, кроме оптовых рынков. В целом, хорошо жить там, где есть свой «дух места», отличающий этот район от других.

Всевозможные оздоровительные учреждения являются источником целебной энергии. Это катки, плавательные бассейны, гимнастические залы, центры фитнеса и целительства, йоги и медитации, даже гомеопатические аптеки и лавки восточной медицины. Сюда не относятся больницы и специализированные клиники, поскольку в современных городах они ассоциируются у большинства людей с болезнями, страданиями и смертью.

Школы, колледжи и лицеи, где работа учителей и учеников направлена на обучение и самосовершенствование, оказывают благоприятное воздействие.

Неблагоприятные факторы

Старайтесь не селиться рядом с кладбищами, моргами, бюро ритуальных услуг, крематориями и другими учреждениями, связанными со смертью и похоронами. Они накапливают и усиливают застойную энергию Си-Ци, создавая атмосферу мрачности и уныния.

Неблагоприятно жить рядом с тюрьмами, полицейскими участками и другими учреждениями, связанными с преступностью. В таких районах создаются потоки блуждающей агрессивной энергии Ша-Ци, вызванные избытком насилия.

Не живите вблизи териконов. Ядовитые вещества, которые образуются в результате их горения, вредны здоровью. Кроме ядовитых веществ, с териконов, добытых из недр Земли, выходят нечистые духи.

Избегайте домов, расположенных рядом с электростанциями и высоковольтными линиями. Мощная концентрация энергии вокруг этих мест нарушает движение естественных энергетических потоков и оказывает деструктивное воздействие на психику.

Не живите в доме, расположенном рядом с мусорной свалкой или предприятием по переработке отходов. В отходах содержится много застойной энергии, которая передается окружающей местности.

Старайтесь не жить в непосредственной близости от казино, парков аттракционов и многолюдных торговых центров. Мощная противоречивая энергия этих мест и постоянный денежный оборот могут оказать неблагоприятное влияние на благополучие жильцов дома.

Не стоит жить рядом с мясокомбинатом, скотобойней и тому подобными местами. Любая деятельность, связанная с убийством, порождает разрушительную энергию.

Если какое-то место вам не нравится, значит, у вас есть для этого причины, даже если вы не вполне их осознаете. Больше доверяйте своей интуиции, и вы убедитесь, что чувства вас не обманывают.

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цели:

Осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

Формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Образовательные : обладать определенными эко-логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие : развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об-щества.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

Установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу-чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Форма урока - традиционная

Технология - проблемного обучения

Изучение нового материала

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОРГАНИЗМ

Человек является частью природы, поэтому он испытывает на себе действие ее законов. Он реагирует на воздействие природных факторов, как и любой другой живой организм. Отличается же он от всех других живых существ, населяющих Землю, осознанным и активным отношением к окружающей его природной среде.

Человек живет и трудится в различных природных условиях благодаря замечательной приспособляемости к новым условиям жизни, а главное потому, что научился поддерживать и созда-вать вокруг себя необходимую для него среду, используя различ-ные средства защиты. Человек не только сам приспосабливается к окружающей его внешней: среде, но и приспосабливает ее к себе, активно преобразуя. Измененная человеком природа в свою очередь оказывает как благоприятное, так и неблагоприятное воз-действие на. условия жизни людей. Поэтому необходимо знать, что в окружающей среде полезно для организма, а что вредно, ка кие изменения; среды: благоприятны для организма,. а какие неблагоприятные нередко, изменяя естественные природные ус-ловия, используя для производства ее богатства: леса, недра, воды и т. п., человек заботится, главным образом, о получении макси-мального экономического эффекта.- При этом довольно часто не учитывается возможное, и реальное влияние этих изменений на физическое и психическое здоровье человека, а иногда на состояние здоровья будущих поколений, его генофонд.

Безусловно, вредное, воздействие на организм оказывают: ядо-витые химические вещества, попадающие в воду, пищу, воздух; пыль, повышенная радиация, микроорганизмы, возбудители раз-личных заболеваний. Из природных факторов безусловно полез-ным является чистый свежий воздух и не загрязненные воды. Есть факторы, которые могут быть полезными и вредными в зависимос-ти от того, как ими пользоваться. Так, солнечные лучи, необходи-мые для нормальной жизнедеятельности человека, наносят большой вред здоровью при неумеренном их использовании. Для сохране-ния здоровья необходимо также понимать, как бороться с причи-нами заболеваний, а также знать защитные силы организма, которые сохраняют здоровье. Так, причинами заболеваний могут стать механические воздействия, например удары, растяжения, сдавливания, изгибы живых тканей организма с силой, превыша-ющей их способность к сопротивлению (разрывы тканей, перело-мы костей и т.д.). При воздействии высоких температур (горячие жидкости, металл, пламя) в месте ожога клетки гибнут, развива-ется воспаление. При сильных ожогах происходит омертвление ткани. Нарушается общее состояние организма — ожоговая бо-лезнь, которая требует длительного лечения. Перегревание орга-низма, сопровождающееся повышением температуры до 42 “С, приводит к тепловому удару, который может закончиться смертью в результате нарушения; терморегуляции. Тепловой удар может возникнуть при длительном воздействии солнечных лучей. Опасно также влияние на организм низких температур. При этом проис-ходит обморожение тканей — гибель клеток. Общее переохлажде-ние организма вызывает снижение температуры тола ниже уровня, необходимого для осуществления жизненных функций тканей, что приводит к смерти. Охлаждение организма может вызвать про-студные заболевания. Различные виды обличения оказывают вред-ное воздействие на ткани и приводят к заболеваниям. Так, ультрафиолетовые лучи, вызывающие развитие кожной пигмента-ции и образующие загар, при неумеренном длительном загорании могут вызвать ожоги кожи и стать причиной возникновения рака кожи, привести к перегреву головы, к повреждению мозговых обо-лочек и гибели нервных клеток. Тепловое излучение вызывает пе-регрев тела с болезненными последствиями. ^ Радиационное облучение оказывает разрушающее воздействие на наследствен-ный аппарат клеток, вызывая их гибель. Многие другие физичес-кие факторы могут оказывать повреждающее воздействие на организм. Однако большинство из них становятся вредными для организма, если их воздействие резко превышает допустимые нор-мы (как в случае действия солнечных лучей).


Химические вещества, попадающие на кожу (кислоты, щело-чи), вызывают химический ожог. Это разрушение тканей орга-низма в связи с резким изменением химического состава и реакции межклеточного вещества и клеток. Попадание вредных химических веществ в организм с нищей или через органы ды-хания вызывает отравление. При недостатке или избытке хи-мических веществ, необходимых для нормальной деятельности организма, происходит нарушение его обменных процессов. На-пример, наркотические вещества, никотин, алкоголь, попадая в организм, изменяют химический состав его внутренней среды и нарушают тканевый обмен веществ всех органов, а особенно нервной ткани. При длительном воздействии этих веществ на-рушения обменных процессов оказываются необратимыми, и наступает смерть.

Организм постоянно подвергается воздействию болезнетвор-ных факторов окружающей среды. Однако случаи заболеваний встречаются не так часто, как можно было бы ожидать, если учесть, что нас окружают потенциальные факторы, отрицательно влияют на организм.

Люди крепкие, тренированные, постоянно занимающиеся спортом даже во вре-мя эпидемии гриппа заболевают редко, так как их физическая подготовка помогает организму противостоять вредным воз-действиям окружающей среды.

Это интересно: исследования причин, влияющихна состояние здоровья населения, показали, что 50% к образу жизни.

Подумайте и ответьте. 1. Воздействие, каких факторов окружающей среды может стать причиной? 2. Какие из этих факторов называют вредными привычками и почему? 3. Приведите примеры фак-торов, которые в малых дозах полезны для организма, а в больших - вредны.

Объясните значение терминов: неблагоприятные факторы окружаю-щей среды, ослабленный организм.

Вопросы для размышления. 1. Почему нарушение состава внутренней среды организма отрицательно сказывается на функционировании многих органов? Приведите конкретные примеры. 2. Как вы понимаете мудрость древних «Не навреди себе»? 3. Как вы можете объяснить поговорку. «Твое здоровье в твоих руках»? 4. Можно ли дать примерную характеристику образа жизни, поведения человека слабого физически и часто простужива-ющегося, если с ним не знаком?

Вопросы для самоконтроля. 1. Какие свойства организма проявляются при взаимодействии организма с внешней средой? 2. Как связана внутрен-няя среда организма с внешней средой? 3. Какие функции выполняют ком-поненты внутренней среды организма кровь, лимфа, тканевая жидкость? 4. Какие факторы внешней среды являются благоприятными, а какие — неблагоприятными? 5. Почему на ослабленный организм неблагоприятные факторы, окружающей среды оказывают, более сильное отрицательное воз-действие вызывают заболевания, в то время, как сильный организм справляется с ними и не заболевает?

Хостинг презентаций

Россия расположена на востоке Европы и на севере Азии, занимая около 1/3 территории Евразии. Европейская часть страны (около 23 % площади) включает территории к западу от Уральских гор (границу условно проводят по Уралу и Кумо-Манычской впадине); Азиатская часть России, занимающая около 76 % территории, лежит к востоку от Урала и называется также Сибирью.

Крайняя северная точка России - мыс Флигели на острове Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа (81°51" с. ш.), крайняя восточная точка - остров Ратманова в Беринговом проливе (западный из двух островов Диомида, 169°0" з. д.). Крайние северная и восточная материковые точки России: мыс Челюскина на полуострове Таймыр (77°43" с. ш.) и мыс Дежнёва на Чукотке (169°39" з. д.). Данные крайние точки одновременно являются и соответствующими крайними точками Евразии. Крайняя южная точка России (41°11" с. ш.) находится к юго-западу от горы Базардюзю, на границе Дагестана с Азербайджаном. Крайняя западная точка лежит в Калининградской области под 19°38" в. д., на Балтийской косе Гданьского залива Балтийского моря; но Калиниградская область является анклавом, а основная территория России начинается восточнее, под 27°17" в. д., на границе России с Эстонией, на берегу реки Педья.

Восточная граница России морская. Она проходит по водным просторам Тихого океана и его морей - Японского, Охотского и Берингова. Здесь Россия граничит с Японией и США. Граница проходит по более или менее широким морским проливам: с Японией - по проливам Лаперуза, Кунаширскому, Измены и Советскому, отделяющим российские острова Сахалин, Кунашир и Танфильева (Малая Курильская гряда) от японского острова Хоккайдо; с Соединенными Штатами Америки в Беринговом проливе, где находится группа островов Диомида. Именно здесь по узкому (5 км) проливу между российским островом Ратманова и американским островом Крузенштерна проходит государственная граница России и США.

Западная граница практически на всем своем протяжении не имеет отчетливо выраженных природных рубежей. Начинается она на побережье Баренцева моря от Варангерфьорда и проходит вначале по всхолмленной тундре, затем по долине реки Паз. На этом участке Россия граничит с Норвегией. Далее соседом России является Финляндия. Граница идет по возвышенности Манселькя, по сильно заболоченной местности, по склону невысокой гряды Сальпоуселькя и в 160 км юго-западнее Выборга подходит к Финскому заливу. На крайнем западе, на берегу Балтийского моря и его Гданьского залива, находится Калининградская область России, которая граничит с Польшей и Литвой. Бoльшая часть границы области с Литвой проходит по Неману (Нямунас) и его притоку реке Шешупе.

Южная граница преимущественно сухопутная. Она начинается от Керченского пролива, соединяющего Азовское море с Черным, и проходит по территориальным водам Черного моря до устья реки Псоу.

Далее граница России проходит по акватории Каспийского моря, от побережья которого близ восточной окраины дельты Волги начинается сухопутная граница России с Казахстаном. Она проходит по пустыням и сухим степям Прикаспийской низменности, в районе сочленения Мугоджар с Уралом, по южной степной части Западной Сибири и по горам Алтая.

Северная граница, как и восточная, морская. Она идет по морям Северного Ледовитого океана.

Россия омывается 13 морями, принадлежащими трём океанам; кроме того, южная часть восточного берега Камчатки, восточные и юго-восточные берега большинства Курильских островов омываются непосредственно Тихим океаном, той его частью, которая ни в одно море не входит, а также внутренним Каспийским морем. Три моря относятся к Атлантическому океану (Чёрное, Балтийское, Азовское), шесть - к Северному Ледовитому (Баренцево море, Белое море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и ещё три к Тихому (Берингово, Охотское, Японское).

Северная часть территории России лежит за полярным кругом, в холодном тепловом поясе. Остальная часть России располагается в северном умеренном тепловом поясе.

Итак, Благоприятные

Евразийское положение;

Сухопутная граница;

Выход к 13 морям трех океанов;

Самая большая территория в мире;

Ведущее место по природным ресурсам;

Преобладание умеренного пояса;

Единое экономическое пространство.

Неблагоприятные особенности географического положения России:

1/3 территории - малопригодная для жизни 80% природных ресурсов в азиатской части;

Транспортные проблемы;

Неравномерность заселения и хозяйства;

Отдаленность восточных регионов;

Ухудшение ГП с распадом СССР.

Влияние географического положения и размеров территории на особенности природы и хозяйство страны.

С географическим положением России связаны основные особенности ее природы. Россия - северная страны. Наша Родина - страна лесов и тундр, страна снегов и многолетней мерзлоты, страна приморская, но омывают ее берега преимущественно холодные, ледовитые северные моря.

Россия расположена в самой суровой северо-восточной части огромного материка. На ее территории находится полюс холода Северного полушария. Россия открыта холодному дыханию Северного Ледовитого океана. Большая часть ее территории лежит севернее 60° с. ш. Это - заполярные и приполярные районы. Южнее 50° с. ш. находится лишь около 5% территории России. 65% территории страны расположено в зоне распространения многолетней мерзлоты.

На этой северной территории сосредоточено около 150 млн жителей. Нигде в мире, ни в северном, ни в южном полушарии, нет такого скопления людей в столь высоких широтах.

Северная специфика страны накладывает определенный отпечаток на условия жизни людей и развитие хозяйства. Прежде всего это проявляется в необходимости строить утепленные жилища, отапливать жилье и производственные помещения, обеспечивать стойловое содержание скота (а это не только строительство специальных животноводческих помещений, но и заготовка кормов), создавать специальную технику в северном исполнении, снегоуборочную технику для расчистки транспортных магистралей, улиц и тротуаров, затрачивать дополнительные запасы топлива для работы транспортных средств при низких температурах. Все это требует не только организации специальных производств, но и огромных материальных ресурсов, прежде всего энергозатрат, что в конечном счете ведет к колоссальным денежным вложениям.

Природа нашей страны создает большие ограничения в развитии сельского хозяйства. Россия находится в зоне рискованного земледелия. Недостаток тепла для развития сельскохозяйственных культур, а в южной части - влаги ведет к тому, что неурожаи и недороды - обычное для нашего земледелия явление. Каждое десятилетие случаются крупные неурожаи. Это требует создания значительных государственных запасов зерна. Суровые условия ограничивают возможности выращивания высокоурожайных кормовых культур. Вместо достаточно теплолюбивых сои и кукурузы нам приходится выращивать в основном овес, который не дает столь высоких урожаев. Это, наряду с затратами на стойловое содержание скота, сказывается на себестоимости продукции животноводства. Поэтому без государственной поддержки (дотаций) сельское хозяйство нашей страны, добиваясь самоокупаемости, способно разорить всю страну: все связанные с ним отрасли и прежде всего главного своего потребителя - население.

Таким образом, северное положение России определяет сложность ведения всего хозяйства страны и большие затраты энергетических ресурсов. Чтобы поддерживать такой же уровень жизни, как в Западной Европе, нам необходимо затрачивать в 2-3 раза больше энергии, чем европейским странам. Только для того чтобы, не замерзнув, пережить одну зиму, каждому жителю России в зависимости от района его проживания требуется от 1 до 5 т условного топлива в год. Для всех жителей нашей страны это составит не менее 500 млн. т. (40 млрд. долларов по современным мировым ценам на топливо) Бабурин В.Л. География. - 2008 г. - № 45. .

Многочисленные исследования показали, что факторами, обусловливающими здоровье, являются:

  • биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т. п.);
  • природные (климат, ландшафт, флора, фауна и т. д.);
  • состояние окружающей среды;
  • социально-экономические;
  • уровень развития здравоохранения.

Эти факторы влияют на образ жизни людей. Установлено также, что образ жизни примерно на 50 %, состояние окружающей среды на 15-20 %, наследственность на 15-20 % и здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) на 10 % обусловливают здоровье (индивидуальное и общественное).

С понятием здоровья тесно связано представление о .

Факторы обеспечения здоровья

Эксперты ВОЗ в 80-х годах XX века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были принципиально подтверждены и применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

  • генетические факторы — 15-20% (20%)
  • состояние окружающей среды — 20 — 25% (20%)
  • медицинское обеспечение — 10-15% (7 — 8%,)
  • условия и образ жизни людей — 50 — 55% (53 — 52%).
Таблица 1. Факторы, влияющие на здоровье человека

Сфера влияния факторов

Факторы

Укрепляющие здоровье

Ухудшающие здоровье

Генетические (15-20%)

Здоровая наследственность. Отсутствие морфо- функциональных предпосылок возникновения заболеваний

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям

Состояние окружающей среды (20-25%)

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки

Медицинское обеспечение (10-15%)

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание

Условия и образ жизни (50-55%)

Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт. полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр.

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт. неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний

Поделиться: