Грудничок пугается. Ребёнок боится громких звуков: причины страха и действенные способы его преодолеть

До трехлетнего возраста дети еще не способны брать под контроль собственные эмоции. В результате этого любые сильные впечатления или переживания могут стать причиной их истерического состояния, а иногда даже надолго отпечататься в психике малыша.

Причиной испуга грудничка могут стать громкий хлопок или животные

Испуг у взрослых людей считается вполне естественной реакцией на определенные внешние раздражители, и их нервная система обычно в короткие сроки справляется с ним. Однако у младенцев, которым еще нет года, сильное эмоциональное потрясение способно негативно сказаться на функционировании систем организма крохи и непосредственно на его поведении. Чтобы предупредить нежелательные последствия, которые может спровоцировать испуг у грудничка, следует знать, как определить по конкретным признакам подобное состояние, и вовремя помочь карапузу.

Факторы, способные спровоцировать испуг у ребенка

Неотъемлемой частью познания мира ребенком являются разного рода эмоциональные переживания, которые способствуют оттачиванию инстинктов. Чрезмерная опека со стороны родителей, направленная на то, чтобы уберечь своего кроху от сильных эмоций, может только задержать психическое развитие и ослабить нервную систему.

Однако те эмоции, которые переживает ребенок, обязаны быть здоровыми, принося малышу положительный или отрицательный опыт, и ни в коем случае они не должны влиять на работу его нервной системы. К примеру, схватившись один раз за чашку с горячим чаем, ребенку следует запомнить, что горячие предметы могут быть источником болевых ощущений и поэтому лучше с ними обращаться осторожно или не трогать совсем, но не убегать с криками из кухни каждый раз, как кто-нибудь заваривает себе чай.



Для укрепления нервной системы ребенок должен познавать мир: как положительные его стороны, так и опасные. Родителям же надо найти золотую середину между опасностью с угрозой здоровью ребенка и полноценным познанием окружающей среды

Наиболее распространенными причинами, способными вызвать испуг у грудного ребенка, являются:

  • крупно габаритные животные;
  • громкие и резкие звуки, например, погодные явления как гром, или крики, сопровождающие домашние ссоры;
  • излишняя строгость, проявляемая со стороны мамы и папы по отношению к ребенку;
  • сильный стресс.

Какие дети попадают в группу риска?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Не все дети обязательно сталкиваются с проблемой испуга, но существуют те, которые больше других предрасположены к нему. В их число входят:

  1. Ребята, которых слишком балуют и опекают. Условия, когда близкие люди пытаются отгородить кроху от любого негативного опыта, в результате не тренируя его нервную систему на незначительных эмоциональных переживаниях, способствуют тому, что ребенок, столкнувшись с действительно сильным отрицательным потрясением, испугается.
  2. Дети, чьи родственники постоянно говорят им об опасности. В окружающем нас мире каждый второй объект условно представляет опасность, но встреча с ними не всегда способна нанести вред. Большинство слишком заботливых родителей запрещают своим детям находиться рядом с розетками, утюгами или другой потенциально опасной техникой. Например, многих деток, с целью добиться того, чтобы они не трогали уличных животных, запугивают тем, что собаки больно кусаются, а кошки могут поцарапать, таким образом, прививая им устойчивый страх перед этими животными. У такого ребенка встреча с дружелюбным псом может закончиться сильным испугом.
  3. Дети, страдающие заболеваниями нервной системы. ЦНС не удается справиться с положительными или отрицательными эмоциями.

Лечить кроху следует очень аккуратно, так как эта проблема напрямую связана с его психологией. Нельзя игнорировать страхи, присущие малышу, и нежелательно решать подобные вопросы с чрезмерной жесткостью.

В первую очередь, после обнаружения страха у грудного ребенка или признаков пережитого испуга, необходимо понять, что конкретно спровоцировало такое состояние, и только затем пытаться помочь крохе справится со своей боязнью. В ситуации, когда самостоятельно преодолеть страхи у новорожденного не получается, следует проконсультироваться со специалистом. Психолог сможет посоветовать определенные методики, помогающие в борьбе с фобиями.



Только поняв истинные причины страха у ребенка, можно заняться их устранением

Симптоматика

Последствия отрицательного психического опыта могут длительный период воздействовать на работу нервной системы. Для того, чтобы оказать испуганному малышу своевременную помощь, нужно знать, какие симптомы сигнализируют о подобном состоянии.

Естественно симптомы, которые перечисляются ниже, периодически свойственны всем детям и их причина - возрастной кризис. Однако их продолжительность в течение дней или недель говорит о том, что кроха испугался, и это не прошло бесследно. Для грудничков младше 1 года испуг - это рефлексная реакция, с которой можно достаточно быстро справиться, если помочь вовремя. В противном случае состояние малыша может перейти в тяжелую психологическую травму, вот почему все психоэмоциональные проблемы у детей до года требуют лечения.

Основные признаки испуга

У испуганного малыша симптомы проявляются следующим образом:

  1. Беспокойный сон и . Маленькие дети видят плохие сны чаще взрослых. Уже с годовалого возраста здоровому крохе могут сниться плохие сны, именно в них трансформируются воспоминания о негативных переживаниях. Кроме того он способен их распознать. Однако если младенец пережил сильный стресс, кошмары могут начаться и в 6 месяцев.
  2. Непрерывный плач. Если грудничок здоров, не голоден и не хочет спать, он обычно ведет себя спокойно и не станет плакать без остановки. Постоянные крики без видимых на то причин являются тревожным сигналом.
  3. Непроизвольное мочеиспускание. Диагноз « » обычно ставят уже после 4 лет. Считается, что в этом возрасте дети должны уметь контролировать процесс испускания мочи, иначе, недержание превращается в патологию. Причиной этому служит воздействие на психику и ЦНС.
  4. . Когда ребенок уже умеет говорить, проявлениями стресса могут стать нарушения речи, которые связаны с частым повторением слогов. Данные отклонение характерно для возраста 4-5 лет и более распространен у мальчиков. Испуг опасен еще и тем, что малыш может не только начать заикаться, а и совсем прекратить говорить.
  5. Абсолютное нежелание оставаться одному. Родители дают своим детям ощущение защищенности и безопасности. Как следствие кроха, испугавшись однажды, стремиться окружить себя защитой, если ситуация, которая вызвала его испуг, повториться. В результате он начинает плакать, кричать и капризничать, стоит маме не оказаться рядом. Это объясняется тем, что остаться в одиночестве для малыша означает снова испытать страх.


Ребенок с младенчества не должен бояться одиночества. Если же малыш не хочет оставаться один ни на минутку, значит у него в данном плане существуют определенные страхи

К каким мерам могут прибегнуть родители?

Испуг нуждается в комплексном лечении, то есть не только устранении симптомов, но и причин, которые к нему привели. Что делать родителям в подобной ситуации? Необходимо:

  1. Окружить кроху своим теплом и постоянной заботой. Не следует в этот период оставлять его одного, ведь только рядом с мамой он будет чувствовать себя в безопасности.
  2. Успокоить нервную систему при помощи ванн с отварами трав и хвойных настоев.
  3. Приучать грудничка к присутствию посторонних, а не избегать незнакомых людей, если малыш их боится. Конечно, делать это нужно постепенно. С гостем стоит вести себя приветливо и непринужденно, показывая тем самым, что перед крохой хороший человек. Однако при негативной реакции со стороны младенца отложите общение на другой раз. Не лишними будут подарки в виде игрушек или угощений.
  4. Научить без боязни относиться к кошкам, собакам и другим животным, так как это постоянная составляющая жизни любого человека. Начинать лучше с картинок с животными или видеороликов с их участием. При этом стоит объяснять, что при хорошем отношении все звери добрые и дружелюбные. После того как выработается привычка к такому роду общения, можно без спешки переходить к встречам с живыми питомцами.
  5. В мягкой форме постараться исправить ситуацию, когда испуг носит бытовой характер. Например, если кроха обжегся включенным утюгом, следует рассказать ему о правилах обращения с бытовыми приборами, или если он наглотался воды, уйдя под воду при купании, можно купить нарукавники, объяснив и показав, для чего они предназначены (рекомендуем прочитать: ).

Лечение испуга в традиционной медицине



Постоянные страхи и частые неврозы ребенка требуют помощи врача для определения причин испуга

Гипноз и гомеопатия

Гипноз используется для коррекции нестандартного поведения. При проблеме энуреза, прибегая к гипнозу, врач настраивает правильную работу организма (см. также: ). Например, он внушает пациенту, чтобы тот просыпался и шел на горшок, когда ночью ему захочется в туалет. Такой подход на практике оказывается достаточно эффективным, но многие родители все равно относятся к нему с опаской.

Такой вариант, как гомеопатия, включает в себя не только применение трав, хотя многие гомеопатические препараты содержат именно их. Название гомеопатия можно перефразировать как схожий с болезнью. Больному назначаются такие медикаменты, в составе которых имеются элементы, приводящие к появлению у здорового человека симптоматики, как при интересующей болезни. Суть заключается в том, что при правильно подобранной дозировке, болезнь должна пройти сама. В случае гомеопатии требуется только индивидуальный подход. При нервозах у детей, выбор лекарства напрямую связан с симптоматикой.

Сказкотерапия и игровая терапия

При помощи сказкотерапии проводят коррекцию поведения, меняют отношение и восприятие окружающего мира и явлений, прививают мораль. В процессе слушания волшебных историй, дети обсуждают их сюжет, участвуют в постановках по их мотивам и создают рисунки. Со временем дети начинают сочинять свои собственные истории. Проводя анализ поведения героев в сказке, у детей появляется понимание того, что плохо, а что хорошо, они начинают учиться справляться с трудностями и страхами. Сказкотерапией можно заниматься и дома при наличии специальной литературы.



В результате сказкотерапии дети становятся более открытыми и раскрепощенными, а проигрывание некоторых сцен и сюжетов помогает ребятам справиться со своими страхами

Игровая терапия основана на том, что малыши с проблемами участвуют в разыгрывании различных сценок. В ходе игры кроха выстраивает цепочку взаимоотношений с партнерами, что помогает ему становиться более открытым, адекватно оценивать других и научится делиться страхами.

Народные методы борьбы с испугом

Не менее результативными иногда бывают и народные методы, которые используют для того, чтобы убрать испуг. Однако по мнению доктора Комаровского справиться со страхами у малыша, прибегая к народной медицине, нельзя (см. также: ). Единственное к чему может привести такой подход – спокойствие родителей, а, следовательно, и их крохи, что является одной из основных целей любого подхода к подобной проблеме. Ниже представлены примеры народных способов:

  1. Снять состояние шока, сопровождающее испуг, помогает выпитая сразу после случившегося чашка теплой сладкой воды или другого напитка.
  2. Молитва или заговор.
  3. Выкатывание яйцом. Суть метода сводится к тому, что сырое яйцо катают по животу малыша, после чего оно разбивается в любую посуду из стекла. Об успешном завершении подобной процедуры говорят пятна любого рода, содержащиеся в разбитом яйце.
  4. Святая вода и молитва «Отче наш». Необходимо утром и вечером умывать младенца святой водой, плюс пить ее трижды в день. Кроме этого в процессе умывания нужно читать «Отче наш».
  5. Вылить на воск. Экстрасенсы считают, что подобный недуг носит информационный характер, а пока еще слабая детская энергетика в такие моменты нарушается. Для того чтобы отлить испуг используется именно воск, так как он прекрасно впитывает в себя энергию. Прежде всего, надо растопить церковные свечи и медленно слить полученный воск в миску с холодной водой, которая должна находиться над головой крохи. При этом не забывать молиться.


Вера ребенка в Бога возможно поспособствует выздоровлению его детской психики, однако ограничиваться только молитвами не стоит. Своевременное обращение к врачу все же необходимо

Профилактические меры

Никогда не помешает профилактика для нервной системы. Подобные меры помогут снизить негативное воздействие окружающих факторов, что позволит ЦНС легче справляться со стрессовыми ситуациями.

Для этого следует:

  • при перевозбуждении или высокой капризности малыша постараться его успокоить, прибегнув к добавлению в воду во время купания отваров ромашки, пустырника, мяты, лаванды или валерианы;
  • положить в кроватку мешочки, в которых содержатся сухие травы, обладающие успокоительным действием;
  • не навязывать крохе ложных страхов, например, боязнь уличных животных;
  • в места, потенциально опасные стрессом для малыша, брать его любимую игрушку, ведь с ней он будет чувствовать себя защищенным;
  • не ругаться в присутствии ребенка, таким образом, создавая благоприятную атмосферу для его жизнедеятельности.

Детские страхи - это важная составляющая развития малыша именно потому, что преодолевая их, ребёнок взрослеет, его нервная система укрепляется. Однако для родителей появление тех или иных фобий у крохи, в частности если малыш боится громких звуков, вызывают массу вопросов, суть которых сводится к следующему: а всё ли нормально с карапузом? Разберёмся с причинами и методами борьбы с боязнью громких шумов у детей разного возраста.

Здоровые нормально развивающиеся новорождённые дети спокойно переносят любые шумы, не нервничают и даже не просыпаются, если окружающие, не ограничивая себя, шумят. Но с 2–4 месяцев у малышей может появиться боязнь резких звуков, таких как:

  • телефонные звонки;
  • громкий смех или кашель, храп отца;
  • жужжание кофемолки, дрели;
  • пение заводной игрушки;
  • лай собаки;
  • игра на гитаре;
  • звук работающего пылесоса, фена и пр.
  • Эти проявления не должны вызывать беспокойства у родителей: до 1–2 лет почти все страхи заложены у детей природой для правильного развития нервной системы крохи. Такая реакция проверяется рефлексом Моро - его ещё называют рефлексом испуга. В ответ на внешний раздражитель малыш вскидывает ручки и словно пытается за что-то ухватиться. Рефлекс Моро проявляется сразу после рождения и является важным показателем развития нервной системы ребёнка, угасает к 4–5 месяцу жизни.

    Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки - I фаза рефлекса Моро

    Это интересно. К естественным страхам также относится боязнь оставаться без мамы, страх незнакомых людей, темноты. Но их следует отличать от приобретённых фобий, которые возникли как реакция на определённую ситуацию: например, боязнь воды после неудачного погружения во время купания.

    Если же к 3 годам страх громких и внезапных звуков не прошёл, то это может говорить о том, что нервная система вашего ребёнка слишком чувствительная. И в этом случае нужно проконсультироваться с педиатром, невропатологом. Или же страх стал приобретённым из-за того, что родители не помогают исправить ситуацию, а, наоборот, только усугубляют её порицаниями, насмешками, криком и излишней эмоциональностью. Да, крик «Не ходи туда - упадёшь!» будет в эту секунду действенным, но не факт, что ребёнок снова туда не полезет - это раз, а второе - такая реакция близкого человека точно вызовет стресс, тормозящий всякую борьбу со страхами. Нередко описываемый страх развивается на почве негативных воспоминаний: малыш слышал разговор родителей на повышенных тонах, и теперь любое изменение голоса в сторону крика воспринимает как угрозу спокойствию и безопасности.

    Это интересно. Боязнь громких резких звуков и приборов, которые их издают, называется лигирофобией.

    Что делать, если малыш испугался

    Если маленький трусишка вздрагивает от малейшего шороха, мама и папа должны понимать, что на этом этапе развития малыш так воспринимает окружающий мир, и это пройдёт. Гораздо более опасно, если родители наказывают или резко отвечают на проявление такой реакции у крохи: малыш может начать скрывать свой страх, но от этого он никуда не денется, наоборот, только усилится.

    Это интересно. Слишком большое количество шумов вокруг приводит к тому, что слуховой аппарат ребёнка теряет чувствительность, сердце начинает давать сбои, клетки мозга перенапрягаются. Вследствие этого возникает тревожность, дети всё реже улыбаются, не могут полностью расслабиться, быстро утомляются и плохо спят.

    Тактильный контакт с мамой очень важен, чтобы успокоить ребёнка

    Как помочь малышу до года: используем голос и магнитофон

    Подойдите к решению проблемы комплексно. Для этого нужно:

  • Как можно больше разговаривать с ребёнком, используя одну спокойную интонацию. Очень полезно, если с младенчества кроха слышит мужские голоса, которые помогут ему привыкнуть к непривычному тону звука.
  • Периодически включать ребёнку красивую и мелодичную музыку (лучше классику, например, Моцарта, Бетховена и др.). Кстати, такое сопровождение поможет справиться и с другими видами страха, например, боязни воды на раннем этапе развития.
  • Успокаивая, тихо напевать песенки.
  • Ни в коем случае не создавать идеальные условия для сна, то есть выключать все приборы и самим «ходить по воздуху». Так вы защитите кроху от пробуждения в случае резкого звука, например, скрипа открывающейся двери или звонка в дверь. Так что скажите «да» включённому телевизору на небольшой громкости или спокойному разговору.
  • Как помочь ребёнку от 1 до 3 лет: приучаем к музыке и бытовым приборам

    К тем приёмам, которые описаны выше, добавляется ещё несколько способов исправить ситуацию:

  • Если вы слышите громкий звук, не нужно резко вскакивать или вскрикивать - старайтесь себя контролировать. Мало того, что сохраните свою нервную систему, так ещё и не покажите неправильный пример малышу. Ведь в 2–3 года у карапузов начинается возраст подражания взрослым.
  • По возможности демонстрируйте ребёнку источник шума, например, гудящий пылесос или сигналивший автомобиль. Ещё лучше - дать подержать вибрирующий и «поющий» телефон, работающий фен.

    Дети должны понимать, что бытовые приборы шумят, но в этом нет ничего страшного

  • Научите ребёнка шуметь . В смысле кричать, по-волчьи выть, по-медвежьи рычать, по-кошачьи мурчать и т. д. Позвольте ему любимое занятие всех детей - погреметь кастрюлями. Эти звуки произносятся с разной высотой, то есть, увлёкшись игрой, малыш будет спокойнее реагировать на шумы разной силы.

    Все дети любят пошуметь, и это правильно

  • Придумайте сказку. Если карапуз боится какого-то конкретно шума, например, работающего фена, придумайте вместе с ним сказку о заколдованном звуке, который вынужден прятаться в приборе от злой колдуньи и только при включённом фене может выйти спокойно погулять. То есть этот шум не страшный, наоборот, его нужно пожалеть. Можно также нарисовать иллюстрацию к придуманной истории.
  • Позаботьтесь о спокойствии ребёнка. Возможно, малыш часто бывает перевозбуждён, гиперактивен. В этом случае нелишними будут ванночки с успокаивающим сбором. Хотя и эта безобидная, казалось бы, мера должна быть согласована с доктором.
  • Родители должны с пониманием и терпением отнестись к своему трусишке: не кричать, а успокаивать и приободрять

    Это интересно. Если ребёнок постоянно боится сильных шумов, слишком эмоционально на них реагирует, вплоть до истерики, с трудом успокаивается, его душит страх, то малыша нужно обязательно показать невропатологу для выявления нарушений в работе нервной системы и выбора адекватного лечения.

    Мнение Комаровского: покажите бытовой прибор - источник шума

    Евгений Олегович Комаровский, педиатр со стажем, автор книг о воспитании детей, считает, что самый лучший способ избавить нормально развивающегося малыша от страха громкого шума - показать источник этого шума. Только так можно вернуть ребёнку чувство защищённости, которое он, по его мнению, может потерять вследствие таких сильных шумов.

    Чтобы развеять детский страх, обязательно покажите им источник шума, чтобы было ясно, что «дело-то житейское»

    На самом деле причина таких страхов - в отсутствии чувства защищенности. Что дядя - о, ужас! – заберёт ребёнка, а родители - О, ужас, ужас! – его этому дяде отдадут. Придётся делать шутку правдой: сходить в гости к соседям и посмотреть, кто там стучит. Что это дядя, что он действительно работает, что он стучит вот этой штукой. А главное - что ему нафиг не нужен ваш ребёнок, а вы малыша никому не дадите в обиду.

    Энциклопедия практической психологии «Психологос» http://lib.komarovskiy.net/strax-temnoty-detskij.html

    Боязнь сильного шума у детей с органическими поражениями головного мозга

    Органические поражения головного мозга - это группа заболеваний, при которых происходят структурные патологические изменения в тканях головного мозга. Неврологи доказывают, что такой диагноз можно поставить 9 из 10 пациентам разного возраста. Но если изменения в тканях затронули больше 20–50% мозга, то начинают проявляться симптомы той или иной болезни или опухоли. У детей органические поражения связаны с перинатальными повреждениями головного мозга. К ним относятся заболевания матери, в том числе различные инфекции, генетическая патология, гипоксия или ишемия при родах, действие радиации и т. д. При осложнениях эти нарушения могут перерастать в ДЦП, гидроцефалию, олигофрению и эпилепсию. У детей с такими диагнозами боязнь громких звуков является одним из характерных признаков.

    Для оказания помощи необходимо точно следовать рекомендациям специалиста, касающихся терапии, в том числе и физиотерапии, а также использовать рекомендованные психологами приёмы, помогающие малышу преодолеть лигирофобию. Однако помните, что у детей с особенностями развития применение любых методов коррекции поведения должно быть обязательно согласовано с наблюдающим малыша врачом.

    Боязнь громких звуков - естественное проявление развития нервной системы здорового ребёнка до 3 лет. Задача родителей найти правильный подход для успокоения малыша, для возвращения ему чувства уверенности в безопасности, полностью гарантировать которую могут только мама и папа. Так что не стоит паниковать, если маленький трусишка вздрагивает от вибрирующего телефона или гудения пылесоса. Просто терпеливо помогите своему карапузу пережить этот этап взросления.

    Время чтения: 3 минуты

    Страх – это естественная эмоция, как взрослых, так и детей. Мы можем бояться потерять своих родных и близких, либо же просто испытывать страх перед дальней поездкой, перед чем-то новым и неизведанным. Ошибочно полагать, что бояться чего-то могут уже повзрослевшие дети. Испытать чувство страха и испуга вполне способны и совсем маленькие дети грудного возраста.

    Большинство родителей, заметив испуг у грудничка, предпочитают обращаться за помощью к бабушкам-знахаркам, которые посоветуют либо же прием каких-то успокоительных трав, либо же прочитают заговоры и молитвы над маленьким ребенком. Иногда такие «методы лечения» вполне действенны, но все же современные родители при испуге у малыша предпочитают обращаться к специалистам-врачам, которые назначают профессиональное лечение.

    Что такое испуг

    – это в свою очередь некий рефлекс, который имеет оборонительный характер. Как правило, испуг со временем сам проходит у малыша, и моменты тревоги и беспокойства сменяются крепким и здоровым сном. Но тогда, когда сильный страх наносит грудничку психологические травмы, то детские страхи могут перерасти в более сложную и стойкую стадию. В результате чего у ребенка могут развиться симптомы энуреза или заикания. Поэтому в некоторых ситуациях лечить испуг у грудничка необходимо просто незамедлительно, ведь он может проявляться в виде повышенной нервозности малыша, в расстройстве ночного сна, в плохом аппетите, а также в частых и беспочвенных слезах и скандалах ребенка. Довольно часто страх у младенцев сопровождается сжатием ручек и ножек, а также дрожью в конечностях.

    Причины испуга у ребенка

    Если речь идет о причинах страха и испугов у детей, то в первую очередь следует выделить боязнь одиночества. Маленький детеныш боится потерять свою родную маму из поля зрения на длительное время. Поэтому он всевозможными и доступными ему способами пытается удержать ее возле себя. Вот и заходится ребенок истошным плачем, пока мама не обратит внимания на него. Когда дети подрастают, у них может развиться боязнь посещать школу, этому более других подвержены дети, которые не приучены к самостоятельности. Также следует отметить, что у детей, которые испытывают недостаток внимания, либо же напротив – испытывают чрезмерную опеку со стороны родителей, риск возникновения испугов и страхов значительно увеличивается.

    Симптомы испуга у грудного ребенка

    При возникновении первых симптомов испуга у вашего малыша, не оставляйте их незамеченными. Обязательно возьмите своего кроху на руки, приласкайте, погладьте ручки, ножки, спинку, спойте мелодичную спокойную песню. Поговорите с малышом ласковым голосом. Ничего, что он совсем еще маленький и не понимает вас. По вашей интонации и выражению лица он обязательно поймет, что находится в безопасности, что все хорошо и мама рядом.

    Как лечить испуга у грудного ребенка

    Тревожному и беспокойному малышу рекомендуется вечером перед сном принимать теплые успокоительные ванны, в которые можно добавлять отвар ромашки, лаванды, морскую соль или валериану. Если все испробованные методы не принесли желаемого результата, тогда вам придется обратиться за консультацией к профессиональному детскому психологу, которые посоветует вам методы лечения испуга у младенцев.

    Конечно, слишком острая реакция на любой более-менее громкий звук может быть спровоцирована определенными заболеваниями, однако не спешите паниковать: страх внезапных шумов – это естественно для малышей.

    Интересно! Некоторые дети, у которых слишком шумные соседи, даже засыпают под шум дрели!

    Если вы заметили, что ребенок боится громких звуков и шума, хотя раньше такого не было – это повод начать беспокоиться и попытаться разобраться, что же спровоцировало внезапный страх.

    Основные причины возникновения страха

    Итак, почему ребенок боится громких звуков:

    • Слишком чувствительный ребенок;

    Обычно к трем-четырем годам страх шумов проходит, если же ребенок в 5 лет боится громких звуков, это говорит о слишком чувствительной нервной системе. Гиперактивные, легковозбудимые дети вздрагивают от любого внешнего воздействия.

    • Перенесенный стресс;

    Ребенка напугала собака своим лаем или кто-то резко прикрикнул на него. Или, допустим, он спал и внезапно проснулся от громкого шума рядом. Даже Наполеон боялся кошек, потому что в детстве к нему в кроватку неожиданно запрыгнула одна из них! Поэтому такие шоковые ситуации надо исправлять обязательно, чтобы неоправданный страх не перешел во взрослую жизнь.

    • Заболевания, связанные с ушами;

    Обязательно сходите к ЛОРу, чтобы он проверил, нет ли воспаления. Особенно, если ребенок стал бояться громких звуков после перенесенной болезни. Бронхит, ларингит, отит – любое заболевание, связанное с ЛОР-органами.

    • Ребенок может бояться не самих звуков, а того, что их сопровождает.

    Не криков как таковых, а того, что потом у родителей плохое настроение, которое дети чувствуют. Не музыки, а чувства усталости после длительного ее прослушивания. Понаблюдайте. Например, я заметила, что мой ребенок боится звука пылесоса после того, как ему приснился сон, что пылесос взорвался.

    Возрастные особенности страха

    Есть перечень звуков, на которые большое количество детей испытывают непонятный страх. Непонятным он является с нашей точки зрения, а вот биологически все вполне объяснимо. Это - агрессивные звуки, которые могут сигнализировать об опасности.

    Не смейтесь и не запугивайте еще больше, каждый раз объясняйте происхождение тревожащих звуков и обязательно успокаивайте. Дети боятся больше всего потерять маму, и любое волнение связано, прямо или косвенно, именно с этим.

    Итак, вот список «тревожных» звуков для ребенка любого возраста.

    1. Шум бытовых приборов: пылесоса, миксера, фена;
    2. Громкие голоса, ругань, крики;
    3. Резкий сигнал автомобиля, звук заводящегося мотора, шум мотоцикла;
    4. Музыка с басами, включенная на полную громкость. Дочка моей подруги боялась вообще определенной песни и плакала только на нее;
    5. Салюты, петарды;
    6. Громкие стуки падающих предметов дома или у соседей;
    7. Жужжание насекомых;
    8. Некоторые музыкальные игрушки звучат по-настоящему зловеще;
    9. Гром;
    10. Собачий лай и другие голоса животных.

    И помните, если ваш ребенок в 2 года боится громких звуков – не страшно. Главное: не ругать его за это. Вряд ли вы сможете уговорить его или своим примером показать, что стиральная машинка совсем не опасная. Отнеситесь с пониманием к маленькому человечку! С возрастом это действительно пройдет само собой.

    Советы психолога: как справится со страхом громкого шума

    Раз вы заметили проявления страха у своего любимого малыша, то уже сделали шаг к созданию спокойной атмосферы дома, стараетесь не травмировать ребенка нелюбимыми звуками и объясняли ему их причину. Но вам кажется, что этого мало, что можно сделать больше для любимого ребенка.

    Ваш ребенок боится шума. Что делать, чтобы ему помочь?

    • Покажите своим поведением, что опасности нет. Звук, хоть и громкий, но вполне обычный. Если есть возможность – продемонстрируйте источник шума в тот момент, когда он спокоен – выключенный пылесос, дрель или комбайн. Расскажите, как предмет работает, для чего он нужен. Если показать невозможно – салют или гром – включите видео, убавив звук, в замедленной съемке;
    • Поиграйте в ролевую сказку:

    Пусть ребенок сам будет в роли шумящего предмета. А вы делайте вид сначала, что боитесь. Потом пусть малыш скажет, что он – полезный предмет, расскажет про «себя», и почему не надо его бояться. Когда он сам проговорит это, то страх начнет отступать. А вы подыграйте – скажите что-нибудь типа: «Действительно, ничего страшного. Я совсем не боюсь!»

    • Сходите в лес и покричите;

    Пусть ребенок кричит столько, сколько ему хочется. От собственного крика, во-первых, становится легче воспринимать другие громкие шумы, во-вторых, это - в принципе хороший психологический прием для борьбы со страхами. Если кричать – не вариант, пусть просто пошумит – прыгать, топать ногами, стучать по кастрюлям ложками – разрешается.

    • Дети с чувствительной нервной системой остро реагируют на повышение громкости. И в школе им потом тяжело от шумов. Просто не любят шум. Тут главное, чтобы дома было спокойно, и ребенок мог отдыхать от раздражителей;

    Да и многие взрослые болезненно относятся к громким звукам. С этим ничего не сделаешь, можно только успокаивать нервы – травяные сборы очень хорошо помогают, ванны с морской солью плюс череда с ромашкой, лаванда, трава пустырника.

    • Ни в коем случае не высмеивайте страхи ребенка, какими бы они ни были;

    Вы – его защита и опора, однажды посмеетесь, покажете, что его переживания не важные и глупые, и потеряете доверие надолго – а то и навсегда.

    • Включайте дома спокойную умиротворяющую музыку, чем мелодичнее – тем лучше;

    Но только не на весь день. Это тоже утомляет, даже если тихо.

    • Укладывая спать, гладьте малыша по голове, напевайте колыбельную (о том, как правильно организовать процесс отхода ко сну, читайте в статье: Ритуалы перед сном >>>);

    Каждый раз, когда он проявляет страх и беспокойство, обнимайте, нашептывайте успокаивающие слова.

    • Если кроха боится чего-то из бытовых приборов, купите это в игрушечном варианте. Неважно, мальчик у вас или девочка, игра с игрушечным пылесосом или стиральной машинкой захватит любого!

    Важно! Тактильный контакт очень важен, даже на научном уровне доказано, что люди, которые получают несколько объятий в день, увереннее, успешнее, легче справляются с трудностями. У них в целом лучше настроение и больше вдохновения на что-то новое. А депрессивные и даже суицидальные состояния чаще у тех людей, которые долгое время вообще не получают объятий.

    Налаживайте контакт со своим ребенком. В этом вам сможет помочь курс Мама-главная !>>>

    Читайте также .

    Как успокоить малыша и дать ему возможность убедиться в безопасности окружающего его мира?

    Что такое страх

    Давайте для начала разберемся: что же это такое – страх и для чего он нам нужен? Страх – это защитный механизм, присущий любому живому организму. Он появляется в процессе взаимодействия с чем-нибудь новым, незнакомым. Также страх возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию и служит предупреждением организма о предстоящей опасности. Это позволяет сосредоточить внимание на источнике опасности и побуждает искать пути ее избегания.

    Итак, страх имеет большое значение в жизни человека. А потому при работе со страхами следует направлять усилия не на избавление от страха, а на умение адекватно реагировать на страх, владеть собой при его наличии.

    Страхи глазами ребенка

    Новорожденный ребенок привыкает к той обстановке, в которой он оказался после своего рождения. Изначально он чувствует себя спокойно. И вдруг вы начали замечать, как малыш вздрагивает, плачет – чего-то пугается. Как же определить источник его страхa?

    Попытайтесь взглянуть на мир его глазами, представить себе, что слышит и ощущает младенец.

    Что вы видите? Вы видите вокруг себя набор функционально значимых пред-метов. Вот кроватка, книжная полка, пеленальный столик с набором необходимых предметов. Все нормально и спокойно. А что же видит ваш малыш? Каждый из этих предметов для него – что-то новое, неизвестное, а потому может являться источником опасности и вызывать страх. Чтобы эта схема не работала, новорожденному нужно как-то определить для себя эти новые предметы. Помогите ему в этом. Попытайтесь понять, какие из предметов вызывают настороженность у ребенка. Возьмите их в руки, дайте прикоснуться к ним малышу, дайте попробовать их на вкус (если у ребенка возникнет такое желание). Помогите ему познакомиться с этими предметами в спокойной обстановке. Все! Предмет знаком. Ребенок определил его для себя как «хороший» или как «плохой», теперь он не «страшный».

    Что вы слышите? Вы слышите различные источники звуков: радио, своего ребенка, голос мужа, себя, шаги в соседней квартире, шум на улице. Но есть еще звуки, на которые вы не обращаете внимания. Для вас они являются фоновыми, привычными. Это звук холодильника, лампочки, лифта. Но для новорожденного эти звуки являются новыми. Может, они таят в себе опасность? Он прислушивается, и если слышит резкие изменения в звуковом ряде, то может пугаться.

    Постарайтесь определить звуковое наполнение, которое было в момент испуга новорожденного, и дальше следуйте по такой схеме. К примеру, ребенок вздрогнул и заплакал в момент включения холодильника. Нужно взять кроху на руки. При этом важно, чтобы вы находились в спокойном эмоциональном состоянии. Ваш малыш верит в вас и ваше бесстрашие. Он верит, что рядом с вами не может произойти ничего плохого. Если мама спокойна, то спокоен и ребенок. Подойдите к источнику пугающего звука (холодильнику).

    Держа ребенка на руках, говорите с ним, играйте. Дождитесь следующего включения холодильника, потрогайте его, дайте потрогать ребенку. Скажите, что это холодильник, в нем хранятся продукты; что это полезная и нужная вещь. При этом очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что вы абсолютно не боитесь.

    Что чувствует ребенок

    А какая разница в ощущениях взрослого человека и новорожденного? У нас, взрослых, есть богатый жизненный опыт. Он дает нам возможность предполагать, каким по ощущениям должен быть любой новый предмет или предлагать выбор: этот предмет, может быть мягким или колючим, гладким или твердым, холодным или горячим. А что же младенец? У него нет подобного опыта, и все, с чем он сталкивается впервые, для него ново. Он не ожидает чего-то определенного, а собирает информацию.

    Что же может его пугать? В первую очередь, резкая смена ощущений. Ребенок прикасается к мягкому одеялу щекой, поворачивает головку и вдруг прикасается второй щекой к твердому бортику кроватки. Он не готов к получению нового, резко отличающегося от предыдущего ощущения. Малыш может испугаться. Также его может испугать что-нибудь контрастно холодное или горячее. Как же быть маме? Проследите за тем, чтобы в ближнем окружении ребенка не было предметов, вызывающих противоречивых ощущений. При знакомстве ребенка с новыми предметами готовьте его к новым ощущениям. Говорите ему: «Это плюшевый мишка, он мягкий и добрый, его можно трогать, гладить, касаться его щекой. А это металлическая мисочка. Она гладкая и холодная» и т. д. Ребенок может испугаться и новых резких запахов, поэтому малыша желательно от них оградить.

    Посторонние люди

    Считается, что нельзя показывать новорожденного посторонним до 1 месяца. И действительно, практика доказывает, что очень часто после общения с чужими людьми новорожденный становится плаксивым, беспокойным. Он начинает дергаться во сне, всхлипывать, плакать без причины. Давайте разберемся, в чем тут дело. Проведите эксперимент. Лягте на пол или на стулья. А вокруг вас пусть встанут ваши знакомые и родственники, наклонятся и начнут вами восхищаться. Минимальное, что вы почувствуете при таком расположении себя и окружающих, – тревожность и напряженность, которые могут перерасти в довольно ощутимый страх. При этом следует учитывать, что окружающие вас люди вам знакомы и вы одинаковы по размерам. А для новорожденного это неизвестные люди, которые воспринимаются им как гиганты (вспомните, как вы воспринимали взрослых в детстве, какими они казались большими). Неудивительно, что малыш пугается.

    Подойдите к этому вопросу иначе. Не забывайте, что главное действующее лицо на этом празднике – празднике рождения – ваш малыш. И в первую очередь учитывайте его интересы. Если ребенок хочет спать – дайте ему возможность спокойно поспать, если он хочет есть – покормите его. Знакомьте не гостей с ребенком, а ребенка с гостями. При этом держите его у себя на руках. Не давайте подержать его всем остальным. Только рядом с мамой он будет чувствовать себя в безопасности. Будьте при знакомстве жизнерадостны и спокойны. Если мама испытывает боязнь перед знакомством ребенка с другими людьми, то скорее всего это негативное эмоциональное переживание передастся ребенку в виде необоснованного страха, чем возникнет страх посторонних как таковой.

    Уделяйте больше внимания своим детям, прислушивайтесь к ним, следите за их реакцией на все новое. Учите малышей адекватно реагировать на свои страхи – и тогда эти чувства будут природными, помогающими разобраться в нашем разнообразном мире и не перерастут в панический или неуправляемый страх.

    Поделиться: