Как приучить ребенка все подряд. Когда лучше приучать ребенка к горшку

Каждая мама заботливо следит за развитием своего ребенка, беспокоясь, правильно ли он питается, вовремя ли начал ползать, сидеть и ходить. Она кропотливо вводит прикорм, отучает от груди и думает о том, как быстро и безболезненно это сделать. Особое внимание уделяет вопросам соблюдения гигиены малыша. Несмотря на то что в настоящее время использование многоразовых подгузников намного облегчает задачи по содержанию детской кожи в чистоте и сухости, рано или поздно приходит время, когда родительница задумается: с какого возраста необходимо приучать ребенка к горшку? Найти точный ответ вряд ли удастся. Но разобраться во всех нюансах и секретах успеха или неудачи в столь ответственном деле поможет эта статья.

Экономия, опрятность или просто нечего делать?

Для начала следует разобраться в том, откуда и для чего вообще возникает этот ажиотаж вокруг, казалось бы, простого и обычного дела, связанного с детским незамысловатым девайсом - горшком. Ведь нет ребенка, который так и не научился бы пользоваться этим простым предметом.

Вот основные причины, которые подталкивают молодых мам обучать детей опрятности.

  1. Хотят что-то и кому-то доказать. Начинают это делать, например, из таких соображений, что у всех знакомых дети уже давно сами просятся «пи-пи», а их малютка «не хуже остальных». Бывает, наоборот, мамочки хотят выделиться среди своих знакомых. Ведь у всех малыши ещё в подгузниках ходят, а их кроха - «особенный»!
  2. Кому-то хочется сэкономить на стирке белья и покупке дорогих памперсов или попросту с подгузниками надоело возиться.
  3. Третья причина. Мама где-то вычитала, что после достижения определённого возраста ребёнок уже ходит на горшок, и испугалась. Не отстаёт ли ее чадо в развитии?

Важный момент

Некоторым мамам совершенно неинтересно, в каком возрасте нужно Они спокойны и уверены, что все произойдет само собой и в свое время. Это в лучшем случае. Хуже, когда, наоборот, родительниц одолевают сомнения по поводу того, что ребенок не справится, и они боятся предпринимать даже попытки приучения к горшку. Ведь в том случае, если результат будет отрицательным, это повлечет за собой массу тревог и переживаний, что их малыш не соответствует каким-то нормам развития.

Если вы задаетесь вопросом, в каком возрасте и как следует приучать ребенка к горшку, надо знать два важных момента. Необходимо понимать, что это особый навык, имеющий большое значение для организма, и учитывать индивидуальную готовность малыша учиться распознавать и контролировать свои позывы и действия, связанные с данными процессами. Готовность приходит с определенной зрелостью психики.

Мнение специалистов

Ни один педиатр не станет утверждать, когда правильно Считается, что наиболее целесообразно приступать к этому процессу по достижении малышом 18 месяцев. Такой вывод основан на физиологических особенностях организма, поскольку до этого возраста мочеиспускание и стул у него имеют рефлекторный характер. Кроха не ощущает наполнение органов выделения и не может управлять действиями по их опорожнению. Это значит, вполне естественно и нормально, что он может в любое время «справиться по своим делам», при этом не имеет значения, чем он был занят раньше. Так, справедливо выражение «детские неожиданности». Становится понятным то, почему родители малыша напрасно тратят время и усилия, чтобы выработать стойкий навык. Так происходит, если они не знают, с какого возраста

Если говорить с точки зрения науки, то всеми процессами управляет головной мозг, в который поступают определённые сигналы. Распознавать передачу таких импульсов нервной системы малыш станет ближе к двум годам. К примеру, наполнение прямой кишки дети начинают чувствовать немного раньше, чем ощущение необходимости опорожнения мочевого пузыря.

Как определить готовность ребенка?

Многие мамы предпочитают слушать советы педиатра, у которого постоянно наблюдаются. Опытный врач сможет с точки зрения науки подсказать, с какого возраста начинать приучение ребенка к горшку лучше. Он способен оценить состояние нервной системы, уровень психологического развития малыша, а также органов, которые задействованы в процессах мочеиспускания и дефекации. Доктор расспросит об умениях и достижениях малютки и поможет сделать вывод по поводу того, настало ли время знакомства с горшком.

Обычно этот период приурочивают к моменту, когда кроха может уверенно сидеть и ходить, показывать жестами или звуками, что ему хочется в туалет. Когда понимает и умеет выполнять несложные инструкции, выражает недовольство промокшим бельём, стремится сам снимать или надевать трусики, подражать взрослым.

Другие признаки готовности малыша

  1. Может оставаться сухим 2 часа и более в течение дня.
  2. Моменты испражнения становятся предсказуемыми и регулярными.
  3. Когда легко определить, что ребенок совершает дефекацию или мочеиспускание (позы, мимика, перестает играть).

Разумеется, что не все эти признаки должны быть. Внимательные и заботливые мамы обычно сами в состоянии определить их и решить, с какого возраста приучать детей к горшку.

От теории к практике

Для малыша в данном случае важно, чтобы обучение проходило в естественных и спокойных условиях. Недопустимо заставлять кроху делать что-то, если он не проявляет желания, протестует, и ругать его. То же касается и приучения к горшку. Не стоит начинать, если: ребенок болен или только выздоровел; в семье недавно произошло пополнение; был переезд на другую квартиру или какой-либо кризис. В таких случаях абсолютно не принципиально, с какого возраста приучать детей к горшку. Лучше отложить обучение, чтобы не подвергать малыша дополнительному стрессу.

Немногие обращают внимание на то, что не следует совмещать несколько занятий. То есть сидя на горшке, дитя не должно отвлекаться, например, на игрушки, телевизор или еду.

  1. Сажайте ребенка на горшок не менее двух раз в день. Но без излишнего усердия (на 5-10 минут). Иначе ему это быстро надоест.
  2. Первое время можно посадить прямо в подгузнике, трусиках, колготках или ползунках (чтобы не возникло неприятных ощущений, к примеру, от соприкосновения с холодным).
  3. Если в течение 5-10 минут результата нет, поднимите кроху, пусть играет до следующего раза.
  4. Через несколько дней можно попытаться посадить на горшок без подгузника.
  5. Предлагайте ребенку горшок, если заметите, что он напряжен, жмется. Некоторые детки прячутся по углам, под столом, когда хотят в туалет. Но будьте осторожны, не напугайте малыша, иначе он станет сдерживать свои мочеиспускания.
  6. Следует прекратить использование подгузников днем. Ведь дитя практически не знает, что такое быть мокрым, и не поймет необходимости ходить на горшок. Кроху, привыкшего к памперсам, сложнее приучить. В этом смысле легче, когда малыш приучен с первых дней к сухой одежде. Тогда, если он описается, ему неприятны ощущения от мокрых штанишек. А у мамы, возможно, возникнет меньше заморочек при решении проблемы, как приучить ребенка к горшку и с какого возраста.
  7. Обязательно предлагайте малютке сходить в туалет перед сном. Также бывает эффективным высаживание на горшок ребенка после еды и сна. Не давайте на ночь пить ему много жидкости.

Выражение радости родителей, когда у крохи получится на горшке сделать свое дело, положительно влияет на результаты обучения. Малютка не будет ошибочно ощущать, что отношение мамы к нему не зависит от его успехов.

Расскажите своему чаду, для чего нужен горшок. Малышу понятнее наглядный пример. Некоторые мамы при помощи куклы или мягкой игрушки показывают ему, как пользоваться горшком. Другие родители берут с собой кроху в туалет, чтобы он представлял, как взрослые справляют свою нужду. Маленький ребенок еще не воспринимает половых различий по части того, как это делается. Третьи демонстрируют, как использованный подгузник отправляется в горшок.

Половая принадлежность

Иногда мамы девочек беспокоятся, что до сих пор малышка не ходит на горшок. Хотя и считается, что они развиваются быстрее, на самом деле отличий в таком вопросе нет. Как приучить к горшку мальчика и девочку? Когда начинать? Здесь уже в каждом случае должен быть индивидуальный подход. В некоторых источниках имеется информация, что мальчикам немного сложнее управлять соответствующими мышцами во время мочеиспускания в силу физиологических особенностей.

Вместо заключения

Носить подгузники или не носить ребенку, и с какого возраста приучать детей к горшку - это дело индивидуальное. В любом случае природные рефлексы у крохи также вырабатываются, а формирование ощущения и понимания надобности опорожнения органов выделения все равно происходит тогда, когда это предусмотрено природой.

Отсюда вывод - чем больше будет развит малыш к моменту принятия мамой решения о начале обучения, тем меньше попыток, усилий и времени понадобится, чтобы достичь конечного результата - пользования горшком по назначению.

Однако не стоит огорчаться, если долго не получается справиться с проблемой. Это всего лишь вопрос терпения и времени. Теперь мы знаем, в каком возрасте и как приучать ребенка к горшку.

Одни дети ловко пользуются ложкой уже в годовалом возрасте, другие и в три не хотят отказаться от маминой помощи. У каждого свой возраст для начала самостоятельного питания, но приучать ребенка держать в руках приборы никогда не рано. Педиатры советуют начинать уроки с семи месяцев. ELLE - о приемах, которые помогут крохе быстрее освоиться за столом.

Начните с намеков

Первым делом познакомьте ребенка с ложкой. Он может повертеть ее в руках и попробовать на зуб, изучая, как она устроена. Затем положите столовый прибор рядом с его тарелкой и займитесь другими делами на кухне – рано или поздно малыш проявит любопытство и попробует зачерпнуть им еду. При этом обязательно учитывайте консистенцию блюда: вязкую кашу действительно удобнее есть ложкой, а вот фрикадельки намного проще взять руками, поэтому такое блюдо сведет весь урок на нет. Обычно на то, чтобы научиться подносить ложку с едой ко рту, у малыша уходит две-три недели.

Учите играючи

Узнать, как «работает» ложка, можно и за пределами кухни и столовой, ведь главное в этом деле – сформировать навык. Например, на ложку очень похожа детская лопатка, а значит игры в песочнице могут стать отличной тренировкой. Вместе с ребенком зачерпывайте песок как можно аккуратнее и раскладывайте по формочкам, будто печете пирожные. Званый ужин у игрушек тоже не пройдет даром: на примере игрушечной посуды объясните, для чего нужен каждый столовый прибор, а затем вместе с малышом покормите «гостей» с ложечки.

Заинтересуйте едой

Каждый раз, заставляя ребенка есть что-то до конца или поторапливая его, вы понижаете его концентрацию, вызывая негативные ассоциации с процессом приема пищи, и к тому же рискуете вызвать у малыша проблемы с пищеварением. Еда должна приносить удовольствие и вызывать интерес, поэтому учиться пользоваться приборами лучше всего на любимых блюдах, будь то фруктовое пюре, мясная запеканка или творожный десерт. К сервировке отнеситесь с фантазией: глазунью легко превратить в забавную рожицу, брокколи и цветную капусту – в букет цветов, а кашу можно украсить рисунком из ягодного соуса.

Избегайте уговоров

Раньше нас учили съедать ложку каши за маму, ложку за папу и так за всех родственников по порядку, пока тарелка не опустеет. Сегодня психологи не рекомендуют уговаривать ребенка поесть, как и хвалить его за съеденную порцию, потому что это мешает естественному восприятию пищи. Пусть еда станет для него средством утоления голода, неким элементом ежедневного режима, но никак не способом заработать родительское внимание и ласку. Хвалить и поощрять стоит за более существенные достижения, чем обычный завтрак.

Сохраняйте терпение

Дети очень любознательны и хотят попробовать пищу не только на вкус, но и на ощупь. Будьте готовы к тому, что каша во время первых «практических занятий» окажется на полу, стенах и занавесках - это не повод прекращать попытки. Многие мамы, желая сохранить чистоту, не выдерживают и вновь берут ложку в свои руки, но напрасно. Да, ребенок не сразу станет держать хлеб в левой руке, а ложку в правой. Он будет проливать кашу, пока подносит ее ко рту, но постепенно у него начнет получаться. Наберитесь терпения, ведь именно оно служит залогом успеха в нелегком деле воспитания и точно пригодится вам в будущем.

Пригласите ребенка за стол

Копируя поведение взрослых, мы учимся быстрее, поэтому, когда малыш находится вместе со всеми за общим столом, невольно он станет повторять ваши движения – сначала неловко, затем более уверенно. Для того, чтобы он чувствовал себя свободно, важно предусмотреть удобное «посадочное место». В Скандинавии не одно поколение детей освоили самостоятельное питание за общим столом на стульчике Tripp Trapp® от норвежского детского бренда Stokke® . Оригинальную конструкцию еще в 70-х изобрел Питер Опсвик – дизайнер хотел создать такой стул, который рос бы вместе с ребенком. Комплект-вставка Tripp Trapp® Baby Set и подушка для стульчика с яркими рисунками помогут даже самым маленьким ощущать себя полноценным членом семьи за “взрослым” столом. Устойчивая опора стульчика защищает от случайных падений, что важно для непосед, а высокая посадка обеспечит постоянный зрительный контакт с мамой. Важное преимущество: став ближе к вам во время обеда, ребенок не будет капризничать и требовать внимания. Кроме того, у стульчика регулируются по высоте сиденье и подставка для ног, чтобы «расти» вместе с ребенком. Стул Tripp Trapp® выдерживает вес до 80 кг, а значит, прослужит своему владельцу долгие годы.

В компании Stokke® большое внимание уделяют материалам, из которых создаются коляски и детская мебель. Так, для знаменитого стула была выбрана древесина премиального качества. На фабрике стулья окрашивают в разные цвета, и вы можете выбрать тот оттенок, который больше всего подходит вашему ребенку: насыщенный красный для энергичных малышей, нежно-розовый для юных леди или универсальный натуральный оттенок дерева. Благодаря уникальному дизайну Tripp Trapp® прекрасно впишется в любой интерьер.

Окружите ребенка персональными вещами

Комфорт во время первых самостоятельных приемов пищи обеспечит и собственный набор посуды: красочная чашка-непроливайка, тарелка с красивым рисунком на дне, чтобы было интереснее доедать кашу до конца, свои приборы (иногда их выпускают с особой ручкой – ее изогнутая форма «подсказывает», как правильно держать вилку или ложку) или со сменными рисунками. Играя с посудой, малыш не задумывается о том, что может разбить ее и пораниться, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы его чашки и тарелки были изготовлены из пищевого пластика. Лучше всего выбирать посуду вместе с ребенком, чтобы он мог выразить через нее свои предпочтения. Кроме того, веселое оформление позволит сформировать отношение к еде, как к увлекательному процессу.


Умение пользоваться столовыми приборами и пить из кружки – начальные умения для каждого ребёнка. И хотя обслуживать самого себя кроха начнёт ещё ох как нескоро, интересоваться ложкой он станет уже в 5-6 месяцев, когда мамочка .

Поощряя заинтересованность, родители смогут без особых трудностей приучить малыша к самостоятельной трапезе в год или даже чуть раньше. Ну а советы специалистов помогут родителям понять, как научить ребенка есть ложкой без слёз и капризов.

Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

  1. Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
  2. Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.

  1. Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
  2. Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
  3. Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
  4. Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся . Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
  5. Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
  6. Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша. Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».

Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.

Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.

Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.

Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.

К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.

Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.

К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.

Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.

Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:

Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:

  1. Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
  2. Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
  3. Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
  4. Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.

Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.

Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!

Типичные родительские ошибки

Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.

  1. Заставляют кушать. Если ребёнок капризничает и с неохотой трапезничает, можно предположить, что ему не понравилось определённое блюдо, он уже накушался, у него режутся зубки или же он чуточку приболел.
  2. Торопят. Сколько времени на трапезу понадобится маленькому ребёночку, не умеющему ловко орудовать ложкой? Правильно, довольно-таки много. Поэтому следует разрешить ребёнку кушать в своём собственном темпе.
  3. Оставляют одного. Безусловно, испугается разлитого супа или расплачется из-за упавшего столового прибора. Кроме того, крохе попросту скучно находиться без мамы за столом.

Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!

Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.

Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, т.к. нет строго определенных правил и возраста, у всех детей это происходит по-разному. Более возбудимые дети привыкают к горшку позже, чем дети-оптимисты. Мальчики отстают от девочек, потому что им труднее управлять мышцами, задействованными в этом процессе. Сложно приучить к горшку "памперсных" детей.

Чтобы малыш научился пользоваться горшком, необходимо, чтобы он достиг определенного уровня развития. Это происходит между 12 и 18 месяцами его жизни, когда стенки мочевого пузыря становятся достаточно сильными. Необходимо также научить ребенка просидеть, не уставая, на горшке примерно 10 минут, что не удается раньше годовалого возраста.

В течение первого года большинство детей почти не чувствует деятельности своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается наполненной, содержимое выталкивается. Наблюдательная и внимательная мама легко "поймает" этот момент и посадит на горшок. Однако это не означает, что она приучила ребенка к горшку.

В начале второго года жизни ребенок начинает ощущать наполненность прямой кишки. Он уже может контролировать себя в этом процессе. Контроля за мочеиспусканием добиться гораздо труднее. В возрасте 16-18 месяцев мочевой пузырь способен удерживать большое количество мочи, и штанишки остаются сухими в течение двух, а то и более часов - значит, настало время приучать ребенка к горшку. С этого момента необходимо держать горшок под руками и высаживать ребенка каждые 2 часа. Но не переусердствуйте! Если делать это чаще, проявляя нетерпение, это занятие малышу очень скоро надоест.

Самое главное, что должны понять родители: возраст, в котором нужно начинать приучать ребенка к горшку, зависит от его развития. Желание или нежелание родителей, тип подгузников, характер ребенка - не главное в этом процессе. Все определяется созреванием нервной системы. Ведь именно она обеспечивает контроль за физиологическими отправлениями и вообще приобретение всех гигиенических навыков у ребенка. Поэтому сегодня врачи советуют: перед тем, как приучать малыша пользоваться горшком, дождитесь, чтобы он научился ходить, нагибаться и поднимать небольшие предметы. Легче начинать обучение, когда ребенок не только хорошо понимает слова, но и сам начинает их произносить и может объяснить родителям, чего он хочет.

После двух лет дети начинают проситься на горшок сами. Приглядитесь к своему ребенку: может быть он произносит какое-то слово или звук, делает какой-либо знак, сжимает ножки, снимает штанишки и т.д. Если будете внимательны, то выиграете время. Если же ребенок сопротивляется и не хочет пользоваться горшком, то не надо его заставлять или наказывать за это. На некоторое время стоит оставить ребенка в покое, но потом повторяйте процедуру в определенные часы, но только на несколько минут.

Постарайтесь выяснить причину такого нежелания: горшок может быть холодный, неудобный - слишком большой или слишком маленький. Можно сшить на горшок чехольчик (если горшок металлический, и ребенку холодно на нем сидеть), который зимой ложить на батарею, что согреть. Если же просто ставить горшок на батарею, то можно его перегреть и обжечь ребенка.

Сейчас продаются очень удобные и красивые горшки (для мальчиков есть специальные). Есть очень удобные детские накладки на унитаз.
С первых дней жизни приучайте детей к сухой одежде, мокрое белье сменяйте как можно быстрее. Малыш привыкнет к этому (к хорошему привыкают быстро) и будет испытывать неудобство, если колготки или ползунки будут влажными. Искренне радуйтесь, когда у ребенка получилось "сходить" в горшок. Вашему малышу захочется порадовать вас еще раз. Приучайте ребенка "ходить в туалет" в разных местах, чтобы не возить с собой горшок, если вы много путешествуете.

Для того, чтобы простыни ночью были сухими, не надо давать ребенку на ночь много пить, приучайте малыша к посещению туалета перед сном. Многие дети с 2,5 до 3 лет сами перестают мочиться по ночам. Если же эта проблема у вашего малыша не решена, не стоит расстраиваться раньше времени. До 5 лет нет основания говорить о какой-либо патологии.

Как много времени уходит на то, чтобы приучить ребенка пользоваться горшком?

Сроки обучения могут колебаться. Одному ребенку понадобится несколько месяцев, а другие могут научиться пользоваться горшком значительно быстрее.

Приучить ребенка к горшку - это очень трудная и ответственная задача. Ведь научить ребенка садиться на горшок - это воспитание терпения … у мамы. Будьте к своему ребенку мягкой и нежной, внимательной и выдержанной, тогда ваш ребенок легко и скорее рано, чем поздно, приучится к чистоплотности. Ваше терпение будет вознаграждено.

Тест "Пора на горшок?"

1. Малыш уже может оставаться сухим около двух часов, а то и больше?
2. Он просыпается сухим после дневного сна?
3. Малыш знаками или словами дает понять, что настало время сходить в туалет?
4. Он ходит в туалет по определенному "графику"?
5. Он не любит оставаться в грязных подгузниках и выражает желание их сменить?
6. Малыш уже научился снимать и надевать штанишки, входить в туалет и выходить из него?
7. Ваш ребенок просит надевать ему "штанишки для взрослых"?

Если вы ответили положительно на 3 и более вопросов, то можно начинать приучать ребенка к горшку.

3 4 801 0

Многие дети утверждают, что совершенно не голодны, когда мама предлагает им овощной суп. Но стоит увидеть шоколадку, у них вдруг просыпается зверский аппетит. Как бы малышам не хотелось, рацион не может состоять из конфет и сладкой ваты. В него необходимо включать овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца, каши и, конечно, достаточное количество жидкости. Далеко не все из перечисленного ребята воспринимают “на ура. А заставлять ребенка кушать даже что-то нужное и богатое витаминами, не рекомендуют педиатры и психологи.

Неправильное питание приводит к огромному количеству проблем со здоровьем в будущем, среди них – ожирение, аллергические реакции, нарушение работы сердца, печени, желудочно-кишечного тракта.

Поэтому важная задача родителей – еще в детстве научить крох есть полезную пищу. Как это сделать, мы расскажем в статье.

Пример для подражания

Дети делают не то, что им говорят, а то, что они видят. Учить примером намного эффективнее, чем доносить информацию с помощью слов.

Первое, что нужно осознать, приучая ребенка к полезной еде, – дети унаследуют культуру питания родителей.

Папы и мамы могут хоть каждое утро доказывать чаду необходимость кушать овсяную кашу. Но если сами они поглощают на завтрак бутерброды с копченой колбасой, это бессмысленно. Родители могут часами гоняться за первенцем по квартире, пытаясь накормить его брокколи. Однако, если сами ужинают пивом и чипсами, слова влетают в одно ухо ребенка, но тут же вылетают из другого.

Конечно, можно возразить: незрелый детский и взрослый организмы – разные вещи, что полезно папе, – то вредно сыну. Но факт остается фактом: чтобы сформировать у малышей привычку кушать полезные блюда, сначала нужно научиться этому самим.

Прививаем любовь к овощам

С фруктами малыши обычно дружат – еще бы, ведь они сладкие и сочные. С овощами же часто не хотят иметь ничего общего. В то время, как эти продукты необходимы организму: это важный источник витаминов, минералов и клетчатки. Если ребенок не любит овощи, как уговорить его употреблять их в пищу?

  • Пищевые привычки начинают формироваться с первого прикорма, то есть, примерно с полугодовалого возраста. Многие педиатры рекомендуют сначала давать крохам овощные пюре, и только затем – фруктовые.

Если малютка привыкнет к сладким вкусам банана, груши, яблока и сливы, потом может воротить носом от кабачка, картофеля и моркови.

  • Экспериментируйте со вкусами. Например, если малыш на дух не переносит брокколи, это еще не значит, что ему не придутся по душе другие виды капусты (например, цветная капуста).
  • Попробуйте поменять форму подачи. Если ребенок не любит овощной суп, взбитый на блендере до состояния пюре, попробуйте сварить овощи и красиво выложить их на тарелку целиком. Конечно, это актуально для детей в которых уже есть зубы, позволяющие прожевать кусочки пищи.
  • Можно попробовать натереть плоды на крупную терку и выложить несколько горок на блюдо. Малюткам интересно поглощать забавные разноцветные полосочки.
  • Попробуйте сделать овощной салат с оливковым маслом – не исключено, что именно такая форма подачи придется вашему гурману по душе.
  • Малышам постарше можно сделать шашлычок: кусочки овощей разного цвета аккуратно нанизывать на палочку и подать. Им будет любопытно кушать прямо с импровизированного шампура.
  • Освойте фуд-арт: научитесь красиво выкладывать пищу на тарелки. Конечно, никто не говорит о том, чтобы изобразить с помощью патиссонов Мону Лизу. Но сделать из помидоров божью коровку, из редиски – гусеницу, из огурцов и зелени – деревья, из моркови – солнышко, под силу даже самому плохому художнику. Это развеселит малыша, и, возможно, он согласиться слопать ваш шедевр.

  • Иногда, лучший способ заставить ребенка что-то сделать – убедить его, что вам это вовсе не нужно. Можно попробовать, садясь обедать, поставить на стол блюдо с красиво нарезанными овощами – и самим с аппетитом их уплетать. А чаду не говорить об этом ни слова. Кто знает, может, к капусте потянется и маленькая ручонка.
  • Если вы делаете детям свежевыжатые соки, можно добавлять в них немного овощных ингредиентов. Например, морковного или свекольного сока. Велика вероятность, малыш даже не заметит «подвоха». Только помните, что концентрированные соки лучше разводить с водой.

Учим любить молочные продукты

Старшее поколение, особенно бабушки, свято верящие, что ребенок не может вырасти здоровым без парного молока, хватаются за голову, если малыш отказывается его пить категорически. Как быть, если ребенок не любит молоко и другие молочные продукты, богатые кальцием, фосфором, витаминами А, В, D и прочими веществами?

Если кроха отказывается от домашнего молока, но с удовольствием пьет качественное, свежее, нежирное магазинное, в этом нет ничего страшного.

  • Удивительно, но в этом вопросе именно дети, а не взрослые, чаще проявляют благоразумие. Особенно если молоко покупается с рук, без сертификатов качества и нужных санитарных условий. Причем нередко крох заставляют пить очень жирное молоко, а их желудочно-кишечный тракт просто не в состоянии справиться с такой нагрузкой.
  • Возможно, ребенок не хочет пить молоко, но за обе щеки уплетет молочную кашу? Тогда проблемы вообще не существует.
  • Многие дети не хотят кушать творог в чистом виде, особенно жирный и без сахара, и их можно понять. Зато мало кто откажется от ароматной запеканки, чизкейка или порции того же творога, но приправленного нежирной сметаной, фруктами и ягодами.
  • Маленькие любители солененького обожают сыр. Предлагайте малышам этот продукт в умеренных количествах. Только покупайте неострые сорта.
  • Некоторые полезные молочные продукты дети не любят из-за их кисловатого вкуса, например, кефир и йогурт. В таком случае, их можно подсластить – причем не с помощью сахара, а добавив полезные ингредиенты. Например, можно положить в стакан кефира банановое или персиковое пюре, размолотые в блендере сухофрукты. Только не кладите в молочные напитки киви – получится невкусная горькая субстанция.

Давайте малышам мороженое – это не только вкусный и полезный молочный продукт, от которого не откажется ни один сладкоежка, но и эффективная профилактика простуды.

Мясо в рационе

– Почему ты не съел котлету?
– Она невкусная.
– Ладно, но почему ты не скушал вермишель?
– Потому что на ней лежала котлета.

Такой диалог знаком многим родителям. Действительно, есть немало детей, которые не страдают плохим аппетитом, но отказываются есть мясо.

Допустим, вы половину утра потратили на приготовление сочных домашних тефтелей, а ребенок, едва увидев их на тарелке, убежал из-за стола. Зато гуляя в парке, он всегда умоляет вас купить хот-дог с безвкусной сосиской и кетчупом, похожим на краску для стен. Дети любят фаст-фуд – с этим не поспоришь. Конечно, кормить малышей быстрой пищей вредно.

Учитывая специфические вкусы детей, можно изредка готовить блюда, а-ля фаст-фуд, дома, чередуя их с диетическими фрикадельками и бульонами


  • Например, сделать аппетитный чизбургер из привычной котлеты, булочек, кусочков сыра, помидоров и салата.
  • Сделать – достаточно отварить кусочки куриной грудки и завернуть их в вместе с овощами и сметаной.

  • положить на тесто немного фарша или кусочки отварного мяса, помидоров, зелени, сыра, отправить все в духовку.
  • Иногда можно предлагать крохе наггетсы с соусом, похожие на те, что подаются в ресторанах быстрого питания. По сути, это кусочки куриного филе, замаринованные в яйце и муке, а затем обжаренные в панировке.
  • Мясо можно «спрятать» в блюде: например, в приготовленных собственноручно пельменях, пирогах.
  • Дети могут отказываться кушать не мясо в целом, а его определенный вид (например, говядину или свинину) или даже часть (например, предпочитать не суховатую куриную грудинку, а нежные крылышки).

Воспитываем привычку есть рыбу

Немало людей не едят рыбу всю жизнь. Им сложно переносить даже ее запах. Тем не менее, не факт, что ребенок, который не кушает тушеного хека, относится к этой категории. Возможно малыш действительно не любит рыбу или просто перебирает.

  • По возможности нужно экспериментировать с видами. Например, многие малыши воротят нос от минтая, но обожают суп с красной рыбой.
  • Здесь тоже актуален прием имитации фаст-фуда. Допустим, время от времени можно готовить рыбные палочки – кусочки рыбного филе обваливаются в яйце, муке, сухарях, и обжариваются на сковородке.

Как заставить пить воду

Дефицит жидкости в организме, особенно – детском, чрезвычайно опасен.

А если у малыша высокая температура, имели место рвота или диарея, напоить его – ключевая задача родителей. Не все дети – водохлебы. Как заставить ребенка пить воду, если он не желает этого делать?

  • При болезни (уже названных: температуре, рвоте, диарее), если малыш отказывается пить, в крайнем случае, приходится бережно, спокойно, но настойчиво поить кроху. Например, используется одноразовый шприц без иголки: в него набирается жидкость, и по капле заливается в ротик.
  • Можно поэкспериментировать с «инструментом»: многие дети начинают вырываться, как только видят маму с одноразовым шприцем, но без слез позволяют напоить себя водой из пипетки. Ради здоровья чада маме приходится пару дней исполнять роль капельницы.
  • Если ребенок не хочет пить воду, но литрами пьет компоты из свежих и сухих фруктов, соки, морсы, минеральную воду – пусть. Достаточное количество жидкости, все равно, поступает в организм. Тут единственный нюанс – связь сахара и рисков возникновения кариеса, так что нельзя забывать про чистку зубок, или хотя бы полоскать рот обычной водой после сладкого.
  • Если малыш здоров, просто создайте дома условия, при которых чаду обеспечен круглосуточный доступ к жидкости. Это может быть кулер (дети обожают набирать воду из него в стаканчик), красивый небьющийся графин на низком столике, откручивающаяся бутылка.
  • Пусть бутылочка с водой всегда находится рядом с кроваткой, в которой спит малыш, особенно если в комнате недостаточно прохладно и влажно (рекомендуемая педиатрами температура воздуха – 18-22 градуса, влажность – 40-60 процентов).
  • Обычная вода станет вкуснее, если в нее добавить кусочек мякоти цитруса (лимона или лайма), мяту или немного ягод (свежих или замороженных).
  • Дети обожают переливать жидкость из одной емкости в другую. Можно иногда устраивать дома мини фабрику по производству фруктовых коктейлей. Для этого нужно поставить перед ребенком несколько чашек с различными соками и морсами и позволить смешивать их друг с другом. Так малыш и пополняет запасы жидкости в организме, и экспериментирует со вкусами.
  • Удивительно, но факт: ребенок может наотрез отказаться пить из розового поильника с котиком, но с удовольствием хлестать воду из синего, со слоником. Детям важно не только что пить, но и из чего, особенно маленьким.

  • Дома можно приготовить кетчуп (классический рецепт включает помидоры, сахар, соль, специи, уксус) и майонез (яйца, подсолнечное масло, сахар, соль, горчица, лимонный сок). Рецепты с пошаговыми инструкциями приготовления домашнего майонеза можете увидеть в нашей статье о том, и другими способами.
  • Если ребенок готов целыми днями есть чипсы, иногда их можно делать на собственной кухне. Для этого тонкие кружочки картофеля солятся, выкладываются на противень и отправляются в духовку. Подавать можно с томатным соусом.
  • Таким же образом готовится замена пакетированным сухарикам. Любой хлеб режется соломкой, солится и сушится в духовом шкафу. И можно хрустеть, макая сухарики в соус, например, из сметаны и зелени.
  • Сладости, окрашенные в кислотные цвета, тоже можно заменить леденцами, приготовленными на собственной плите. Конечно, невзрачный кружок на палочке смотрится не так эффектно, как яркая конфета из фантика. Но если привлекать к процессу приготовления кроху, ему будет интересно пробовать свои же сладкие творения. Легко приготовить леденцы на палочке из сахара и воды

    Видео к материалу

    Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Поделиться: